ФЭНДОМ

История Ирландии

Ирландия - часть кельтской культуры Править

Первые люди заселили Ирландию в период мезолита, около 8000 г. до н.э, когда ее климат улучшился после оступления ледников. Постепенно ее жители стали частью кельтской популяции и культуры. Название острова на ирландском языкеЭрин («мир», а позднее «западный остров»). Древние ирландцы жили отдельными племенами-кланами под управлением наследственных вождей, сообща владели землей и занимались почти исключительно скотоводством. Ирландия не была частью Римской империи, но о ней упоминают римские историки (Птолемей, Тацит, Ювенал).

Деательность Святого Патрика. Распространение в Ирландии христианства Править

В 432 г. Святой Патрик, уроженец Британии, распространил среди ирландцев христианство. Спокойствие, царившее на острове, благоприятствовало развитию учености среди монашествующих. Уже с VI века Ирландия сделалась центром западной учености, из ее монастырских школ выходили проповедники христианства на материке; главным рассадником их был монастырь на острове Ионе. Ирландские монахи внесли значительный вклад в сохранение латинской культуры во время раннего средневековья. Ирландия этого периода славилась своим искусствами — иллюстрациями к рукописным книгам (см. Келлская книга), работой по металлу и скульптурой (см. Кельтский крест).

Набеги викингов. Основание викингами Дублина Править

Эта образованность духовенства исчезла, как только викинги стали тревожить своими набегами Ирландию, а вскоре стали основывать поселения на берегах острова (в частности, Дублин). Только в начале XI века ирландцы под предводительством царя Брайана Бору победили викингов. Брайан Бору погиб в решающей битве при Клонтарфе в 1014 году.

Покорение части Ирландии Англией Править

В конце XII века часть территории Ирландии покорена англичанами при короле Генрихе II. Английские бароны завладели землями ирландских кланов и ввели английские законы и систему управления. Покоренная область называлась окраиной (the pale) и как по управлению, так и по дальнейшему своему развитию резко отличалась от еще не покоренной, так называемой Дикой Ирландии, в которой англичане постоянно стремились делать новые завоевания.

"Чёрная смерть" Править

Когда Роберт Брюс овладел шотландской короной и удачно повел войну с Англией, ирландские вожди обратились к нему за помощью против общего врага. Брат его Эдуард прибыл с войском в 1315 г. и провозглашен был ирландцами королем, но после трехлетней войны, страшно опустошившей остров, он погиб в бою с англичанами. Однако в 1348 г. в Ирландию пришла «Чёрная смерть», истребившая почти всех англичан, которые жили в городах, где смертность была особенно высокой. После чумы власть англичан простиралась не дальше Дублина.

Английская Реформация. Ирландцы остаются католиками. Править

Во время английской Реформации ирландцы остались католиками, что создало доживший до наших дней раскол между двумя островами. В 1536 г. Генрих VIII подавил мятеж Шелкового Томаса Фитцджеральда, английского ставленника в Ирландии, и решил заново завоевать остров. В 1541 году Генрих провозгласил Ирландию королевством, а себя — ее королем. В течение следующих ста лет, при Елизавете и Иакове I, англичане упрочнили контроль над Ирландией, хотя и не смогли сделать ирландцев протестантами. Однако вся английская администрация состояла только из протестантов-англикан.

Зверства Оливера Кромвеля в Ирландии Править

Во время гражданской войны в Англии, английский контроль над островом сильно ослабел, и ирландцы-католики восстали против протестантов, временно создав Конфедеративную Ирландию, но уже в 1649 г. в Ирландию прибыл Оливер Кромвель с многочисленным и опытным войском, взял приступом города Дрогеду и Уэксфорд около Дублина. В Дрогеде Кромвель приказал перебить весь гарнизон и католических священников, а в Уэксфорде армия учинила резню уже самовольно. В течение девяти месяцев Кромвель покорил почти весь остров, а затем передал начальство своему зятю Айртону, который и продолжал начатое дело. Целью Кромвеля было положить конец беспорядкам на острове путем вытеснения ирландских католиков, которые принуждены были или покинуть страну, или перебраться на запад, в Коннахт, между тем как земли их раздавались английским колонистам, большей частью — солдатам Кромвеля. В 1641 г. в Ирландии проживало более 1,5 млн. человек, а в 1652 г. осталось лишь 850 тыс., из которых 150 тыс. были английскими и шотландскими новопоселенцами (Мортон А. 1950. История Англии. М., стр. 222).

Английская колонизация Ирландии Править

В 1689 г., во время Славной Революции, ирландцы поддержали английского короля Иакова II, смещенного Вильгельмом Оранским, за что снова поплатились.

В результате английской колонизации коренные ирландцы практически полностью потеряли свои земельные владения; сформировался новый правящий слой, состоящий из протестантов, выходцев из Англии и Шотландии.

Ирландия - часть Соединённое королевство Великобритании и Ирландии Править

В 1801 Ирландия стала частью Соединённого королевства Великобритании и Ирландии. Ирландский язык стал вытесняться английским.

В начале XIX в. около 86 % населения Ирландии было занято в сельском хозяйстве, в котором господствовали кабальные формы эксплуатации. Ирландия служила одним из источников накопления английских капиталов и развития промышленности в Англии.

Сгон мелких арендаторов с земли Править

С середины 40-х гг. XIX в. начался аграрный переворот. Падение цен на хлеб (после отмены в 1846 в Англии «хлебных законов») побудило землевладельцев начать интенсивный переход от системы мелкой крестьянской аренды к крупному пастбищному хозяйству. Усилился процесс сгона мелких арендаторов с земли (так называемая очистка имений).

Голод в Ирландии 1845-1849 Править

Отмена «хлебных законов» и болезни картофеля, который был основной культурой у малоземельных ирландских крестьян, привели к страшному голоду 1845—1849 гг. В результате голода погибло около 1 млн. человек.

Значительно увеличилась эмиграция (с 1846 по 1851 выехали 1,5 млн. чел.), ставшая постоянной чертой исторического развития Ирландии.

В итоге, в 1841—1851 гг. население Ирландии сократилось на 30 % (Mitchel J. 1869. The History of Ireland from the Treaty of Limerik to the Present Time. V. 2., p. 244—247).

И в дальнейшем Ирландия стремительно теряла население: если в 1841 г. численность населения составляла 8 млн. 178 тыс. человек, то в 1901 г. — всего 4 млн. 459 тыс. (Fitzgerald G. 1973. Towards a New Ireland. Dublin. p.67).

Ирландская республиканская армия - активные боевые действия против английских войск Править

В 1919 г Ирландская республиканская армия (ИРА) развернула активные боевые действия против английских войск и полиции. В декабре 1921 был подписан мирный договор между Великобританией и Ирландией. Ирландия получила статус доминиона (так называемое Ирландское Свободное государство), за исключением 6 наиболее развитых в промышленном отношении северо-восточных графств (Северная Ирландия) с преобладанием протестантов, которые оставались в составе Соединённого Королевства. Однако Великобритания сохраняла на территории Ирландии военные базы, право на получение «выкупных» платежей за бывшие владения английских лендлордов. В 1937 страна приняла официальное название «Эйре».

Провозглашение Ирландии независимой республикой Править

В 1949 Ирландия провозглашена независимой республикой. Было объявлено о выходе республики из британского Содружества. Лишь в 60-х годах прекратилась эмиграция из Ирландии и прирост населения стал положительным.

Ирландия стала членом Европейского Союза Править

В 1973 г. Ирландия стала членом Европейского Союза. В 90-х гг. XX в. Ирландия вступила в период быстрого экономического роста.

cs:Dějiny Irska

de:Geschichte Irlands en:History of Ireland es:Historia de Irlanda fi:Irlannin historia fr:Histoire de l'Irlande he:היסטוריה של אירלנד ja:アイルランドの歴史 nl:Geschiedenis van Ierland nn:Irsk historie no:Irlands historie pt:História da República da Irlanda sv:Irlands historia uk:Історія Ірландії zh:愛爾蘭歷史

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики