ФЭНДОМ

История Древнего Рима длилась от основания города Рим в 753 году до н. э. до падения созданной под его началом Римской империи в 476 году.

Рим объединил под своей властью народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока, создав культурную почву для европейской цивилизации, оказав определяющее влияние на средневековую и последующую историю.

Основание Рима и царская эпохаПравить

Город Рим вырос вокруг поселений у брода через реку Тибр, на пересечении торговых путей. Согласно археологическим свидетельствам, Рим был основан как деревня, вероятно, в IX веке до н. э. двумя центрально-итальянскими племенами, латинянами и сабинянами, на холмах Палатинском, Капитолийском и Квириналь. Этруски, ранее поселившиеся к северу от Рима в Этрурии, к концу VII в. до н. э. установили политический контроль над регионом. К концу VI в. до н. э. они потеряли его, и латиняне и сабиняне воссоздали самоуправление в виде республики, с гораздо более сильными ограничениями власти правителей.

Согласно римской легенде, Рим основали 21 апреля 753 года до н. э. братья-близнецы Ромул и Рем, потомки троянского принца Энея. Ромул убил Рема в споре о том, где основать город, и стал его первым царем, дав городу свое имя. Легенда гласит, что в городе не хватало женщин, и из-за этого латиняне пригласили сабинян на праздник и похитили их девушек, таким способом объединив два племени.

Римская республикаПравить

Согласно позднейшим римским историкам (например, Ливию), республика в Риме была установлена около 509 г. до н. э., когда был свергнут последний из семи царей Рима Тарквиний Гордый и стали проводиться ежегодные выборы магистратов. Важнейшими магистратами были два консула, вместе обладавшие высшей исполнительной и военной властью. Их влияние ограничивалось сенатом, который сначала был собранием советников из числа высшей аристократии (патрициев), но затем допускал в себя и обыкновенных граждан (плебеев).

Постепенно римляне покорили остальное население Апеннинского полуострова, включая этрусков. Последняя угроза римскому владычеству в Италии миновала, когда Тарент, крупная греческая колония, призвала на помощь царя Пирра в 282 г. до н. э., но всё же была покорена. Римляне основывали колонии в стратегически важных местах, обезопасив так свое положение. Во второй половине III века до н. э. Рим сражался с Карфагеном в первой и второй Пунических войнах. После победы в них Рим приобрел первые колонии вне Апеннинского полуострова — Сицилию и Испанию. Одержав верх во II веке до н. э. над Македонской и Селевкидской империями, римляне стали хозяевами Средиземного моря.

Завоевания возбудили внутреннюю борьбу. Сенаторы богатели за счет провинций, но воины, в основном мелкие земледельцы, проводили все больше времени в походах и не могли обрабатывать землю, а возросшее использование иностранных рабов снизило количество рабочих мест. Доходы от грабежа, торговли с новыми провинциями и делегация сбора налогов давали возможность разбогатеть низшим слоям общества, что привело к созданию нового класса всадников. Хоть и будучи богатыми, они все еще считались плебеями и были сильно ограничены в своих политических возможностях. Сенат, охваченный внутренними раздорами, много раз блокировал важные земельные реформы и отказывался давать всадникам большую власть. Банды безработных горожан, контролируемые соперничающими сенаторами, запугивали избирателей. Ситуация достигла апогея в конце II века до н. э., когда трибуны братья Гракхи попытались провести земельную реформу по перераспределению земель патрициев между плебеями. Оба брата расстались с жизнью из-за своих идей, но сенат все же провел часть предложенных ими реформ, пытаясь успокоить растущее недовольство плебеев и всадников. Отказ в предоставлении римского гражданства дружественным итальянским городам привел к Союзнической войне 91-88 годов. Из-за военных реформ Мария солдаты стали более лояльны своим командирам, а не Риму, в резулатате чего влиятельный генерал мог шантажировать город и правительство. В конце концов в 81-79 годах до н. э. правителем Рима стал диктатор Сулла.

В 60 году до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс втайне заключили пакт (Первый Триумвират) с целью власти над республикой. Он длился до гибели Красса в битве под Каррами в 53 году до н. э. После победы над галлами противостояние Цезаря и сената привело к гражданской войне, в которой Помпей возглавлял войска сената. Цезарь одержал победу и был провозглашен пожизненным диктатором. В 44 году до н. э. Цезарь был убит сенаторами, опасавшимися монархических устремлений Цезаря, и власть перешла ко второму триумвирату — усыновленному Цезарем Октавиану Августу и бывшими союзникам Цезаря Марку Антонию и Лепиду. Однако и они вскоре стали оспаривать власть друг друга. Лепид был изгнан, а Август победил Антония и Клеопатру в битве при Акции в 31 году до н. э. и стал единственным правителем Рима.

Римская империяПравить

Roman Empire Map

Римская империя при императоре Адриане

В 27-31 годах до н. э. Октавиан Август стал абсолютным властителем (принцепсом) на деле, сохраняя видимость республики на словах. Власть после него бескровно перешла к усыновленному им Тиберию, и до смерти Нерона в 68 году династия Юлиев-Клавдиев не прерывалась. За ними последовала династия Флавиев. Римское территориальное расширение продолжалось. Во время правления "Пяти хороших императоров" (96-180) Римская империя достигла своего зенита. Государству не угрожали ни внешние, ни внутренние проблемы. Наибольшую площадь в 6500000 км2 империя занимала при Траяне, завоевавшем Дакию.

Между 180 и 235 гг. в Риме царила династия Северов, и некоторые императоры (например, Гелиогабал) были некомпетентны. Из-за этого, а также из-за усилившегося влияния армии на порядок наследования случился кризис Римской империи III века. В 293 году Диоклетиан восстановил порядок, разделив империю на западную и восточную половины, управлявшиеся тетрархией — двумя соимператорами и двумя их помощниками. Это ускорило принятие решений, но также привело к неизбежной борьбе соправителей за власть. В 330 году Константин I основал Константинополь — столицу восточной империи, и в 364 году империя была окончательно разделена на западную империю и восточную империю (в дальнейшем Византию).

Западную империю постоянно беспокоили набеги варваров, что привело к ее упадку. В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего западного римского императора Ромула-Августула отречься от престола. Таким образом завершилось 12-вековое владычество Рима.

См. такжеПравить

en:History of Rome es:Historia de Roma fr:Histoire de la ville de Rome it:Storia di Roma nl:Geschiedenis van Rome pt:História de Roma sv:Roms historia th:ประวัติเมืองโรม

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики