ФЭНДОМ

Хотя по археологическим данным Бутан был населён ещё в 2000 году до нашей эры, письменных свидетельств о древних временах почти нет. История страны известна преимуществено эпизодами, по причине того, что в 1827 году сгорела крупнейшая библиотека в тогдашней столице Бутана Пунакха. Исторические события теперь уже неотделимы от легенд.

Ранняя история БутанаПравить

Несмотря на то, что ранняя история Бутана ещё плохо изучена, учёные, проводя археологические раскопки и исследуя каменные орудия, следы мегалитов, которые, возможно, использовались для пометки границы или ритуалов, пришли к выводу, что цивилизация на территории современного Бутана существовала ещё в 2000 г. до н.э. По мнению историков, наиболее достоверным периодом в истории Бутана является время существования государств Лхомон (Lhomon) (в переводе – «южный мрак») или Мон-Юл (Monyul). Скорее всего, это государство было частью Тибета, в котором не проповедовался буддизм. Предполагается, что Мон-Юл существовал между 500 г. до н.э. и 600 г. н.э. В сохранившихся книгах бутанских учёных встречаются также названия Лхомон-Ченденьонг (Lhomon Tsendenjong) и Лхомон-Кхаши (Lhomon Khashi), которые, скорее всего, были древними названиями Бутана. Само название «Бутан», предположительно, произошли либо от санскритского слова Bhotaant («Bhot» - индийское название Тибета) или от Bhu-uttan («высокогорье»), которые в XIX веке стали общепринятым названием этой страны. Традиционное название Бутана с XVII векаДрук-Юл («страна людей дракона»). Некоторые историки считают, что в доисторические времена на этой территории жили представители народа монпа (Monpa), которых нельзя отнести ни к тибетскому, ни к монгольскому народу. Население Мон-Юла придерживалась шаманизма, веру, почитавшую природу и злых и добрых духов. В последний период существования этого государства, как рассказывают легенды, правитель Мон-Юла вторгся в район долин «дуаров», покорив территорию современного Ассама, Западной Бенгалии и Бихара в Индии.

Проникновение буддизма в БутанПравить

См. также Буддизм в Бутане

Судя по всему, буддизм проник в Бутан ещё во II веке.

Король Тибета Сонгцен Гампо (627649) объявил буддизм официальной религией Тибета, и построил центральный монастырь Джокханг в Лхасе. Чтобы очистить Гималаи от демонических чар, и установить мир, король за один день поставил по всем Гималаям 108 монастырей. Два из них на территории Бутана (Кийчу Лакханг в Паро и Джамбей Лакханг в Бумтанге) сохранились до сих пор и являются важнейшими местами паломничества.

Хроники подробно описывают несколько визитов Падмасамбхава в Бутан в восьмом веке.

Файл:Takstan-monastery.jpg
После миссии Падмасамбхава буддизм широко распространился в Бутане.

Позже король Тибета Ландарма (836842) запретил и преследовал буддизм, и многие монахи и учёные нашли прибежище в Бутане. Бутанский буддизм Друкпа Кагью представляет собой ветвь школы Кагью, и берет начало от ламы Цангпа

Развитие буддизма и отношения с ТибетомПравить

Гьяре Еше Дорджи, основавшего на Тибете монастырь Друк (дракон) в городе Ралунг. Эта школа укрепилась на окраинах Тибета, в Ладаке и в Бутане. Большую роль в развитии бутанского буддизма сыграл Пема Лингпа, просветлённый юноша, который увидел во сне ритуальные танцы, которые стали исполняться в монастырях, и разыскал драгоценные терма (сокровища) оставленные Падмасамбхава в заводи Мембартцо в Бумтанге.

Объединение Бутана при Шабдрунге Править

Тибетский монах и художник Нгаванг Намгьял (Шабдрунг)(15941651) стал королём в 1616, он смог объединить Бутан, и организовал повсеместно строительство укреплённых крепостей (дзонгов) уступающих разве что дворцу Потала в Лхаса.

Бутан после смерти Шабдрунга Править

После смерти Шабдрунга Бутан погрузился в гражданскую войну, которая почти не прерывалась двести лет. Предметом спора были в частности два Дуара ("двери")- Ассамский Дуар и Бенгальский Дуар — территории, дающие выход с гор к реке Брахмапутре.

Вмешательство англичан Править

Спор из-за Куч-БегарПравить

Англичане пришли с бутанцами в близкое соприкосновение только в 1772, когда последние заняли пограничную страну Куч-Бегар. Куч-бегарский раджа обратился к помощи англичан и бгуты были изгнаны. 25 апреля 1774 между английским генерал-губернатором Варрен-Гастингсом и раджей Бутана заключен был, при посредничестве Тибета, мир, по которому раджа обещался приостановить всякие неприятельские вторжения в Куч-Бегар.

Спор из-за ДуаровПравить

Лишь через много лет, а именно по присоединении англичанами Ассама в 1838, Бутан опять пришли с ними в столкновение. Порученное капитану Пембертону в 18371838 ведение с Бутаном переговоров о набегах бутанцев на Ассам осталось безуспешным, и англичане заняли поэтому, в 1840 семь проходов, ведущих из Бутана в Ассам, так называемые ассамские дуары.

В 1863 посол англичан к радже Бутана, Ашли Эден и капитан Годвин Аустен подверглись в Пунакхе оскорблениям, были избиты и вымазаны в крови и взяты в плен. Бутан пытались принудить Эдена подписать акт о возвращении англичанами Бутана, занятых ими ассамских дуаров. Это вызвало войну, не особенно неудачную для англичан, кончившуюся мирным договором в Буксе (11 ноября 1865), по которому за англичанами остались дуары за ежегодную уплату ими Бутану 50000 рупий, а Бутан со своей стороны обязался приостановить всякие набеги на английскую территорию. Залогом мира в руках англичан остались также обе сильные пограничные позиции — Букса и Девангири.

В 18721873 полковнику Грэгему дано было поручение определить границы между Бутаном и Ассамом и подробно обозначить их рядом каменных столбов. Граница эта была проведена так, что Букса и Девангири остались во владении англичан, за что Бутану были уступлены обратно дуарские проходы.

Династия ВангчуковПравить

Снова объединить и укрепить Бутан смог король Угьен Вангчук — Первый Король, установивший в 1907 году новую династию (которая правит до сих пор). Первый Король в прошлом участвовал в совместных с англичанами операциях, в частности в походе на Тибет 1904 года, получил титул сэра и награды английской короны. В 1910 году Первый Король заключил с Англией мир, в котором признал сюзеренные отношения, в обмен на полную автономию и невмешательство Англии во внутренние дела Бутана. С этого времени начинается период изоляции Бутана, когда Бутану удалось избежать участия в мировых войнах.

Независимость БутанаПравить

После объявления независимости Индии в 1949 году, Бутан также стал независимым. Однако за счёт изоляции, Бутан был не представлен в ООН и международных организациях, и ошибочно рассматривался мировым сообществом как индийский доминион. Позже Бутану пришлось бороться за вступление в ООН и доказательство своей юридической независимости. Третий король Джигме Дорджи Вангчук, вступивший на трон в 1952, начал политику постепенной модернизации. Китайское вторжение в Тибет заставило Бутан заключить пакт с Индией по защите Бутана от китайского вторжения, и до сих пор безопасность Бутана гарантируется индийскими войсками. Третий Король ввёл торговлю и активизировал денежное обращение в стране. Только в 1971 году Бутан вступил в ООН.

Файл:Wangchuck-India.jpg

Бутан в составе ООН Править

Четвёртый король Джигме Сингье Вангчук вступил на трон в 1972 году и провёл ряд реформ. В Бутан стали допускаться в ограниченном количестве зарубежные журналисты и туристы. Король постарался обеспечить страну инфраструктурой (электричеством, телефоном, радиосвязью, дорогами), минимально затрагивая экологию.

Современный БутанПравить

В 1998 году король передал исполнительную власть Кабинету Министров, обеспечив сменяемость и ротацию высших чиновников. В 2002 году в Бутане было введено национальное телевидение(до этого телевидение было запрещено). В последние годы Бутан достиг значительных успехов, благосостояние страны постепенно повышается, совершенствуется и модернизируется инфраструктура. Тем не менее Бутан крепко держится традиций.

В целом Бутан - мирное государство, оборона которого возложена на Индию, однако в 2003 Бутану пришлось провести военную операцию (см. Операция Бутана против ассамского сопротивления 2003).

13 ноября 2005 китайцы при поддержке армии вторглись в нескольких местах на территорию Бутана в округах Хаа, Вангди Пходранг, Паро и Бумтанг, иногда на глубину до 20 км. Целью вторжения было проведение дорог и строительство нескольких мостов, таким образом китайцы подвели автомобильные дороги вплотную к границам бутанской территории с заходом немного вглубь страны. Позднее китайские дипломаты объясняли, что дороги - не что иное, как часть комплексной программы экономического развития инфраструктыры западного Китая. Проблема также в том, что по китайским картам 1961 небольшие приграничные районы Бутана обозначены как китайская территория, а чёткого соглашения о проведении границы не существует. Активность китайцев вызвала широкую волну дискуссий в правительстве. Бутанская армия при своей малочисленности не может справиться с китайской, а защитой Бутана ведает индийская армия.

Часть правительства считает целесообразным замкнуть дорожную сеть и достроить дороги до китайской границы навстречу китайским для развития товарообмена. Другая часть правительства категорически против, опасаясь наводнения Бутана китайскими товарами и давления Китая. При этом контрабандный обмен товарами из Китая существует, и какое-то количество китайских товаров поступает в Бутан несмотря на отсутствие дорог.

В 2008 году король Бутана предполагает отречься от трона в пользу своего сына, одновременно проведя ряд демократических преобразований и первые в Бутане многопартийные выборы.

en:History of Bhutan

es:Historia de Bután fr:Histoire du Bhoutan kn:ಭೂತಾನದ ಇತಿಹಾಸ no:Bhutans historie sv:Bhutans historia

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики