ФЭНДОМ

ПредысторияПравить

В 1709 пуштунские племена подняли восстание против Ирана и образовали Гильзейское княжество со столицей в Кандагаре, которое было разгромлено в 1737 иранскими армиями Надир-шаха.

Дурранийская держава Править

После распада Ирана в 1747 Ахмад-шах Дуррани основал первое Афганское государство со столицей в Кандагаре. На совете старейшин племен (Лойя Джирга) он был провозглашён шахом. При его сыне Тимур-шахе (17731793) столица государства была перенесена в Кабул. Следующим правителем Афганистана стал Земан-шах (1793-1801), свергнутый своим братом Махмудом.

Британская колониальная экспансия Править

В 1838 Афганистан подвергся английской колониальной экспансии. В 1839 англо-индийские войска (12 тысяч солдат) взяли Кандагар, а затем и Кабул. Афганский эмир уклонился от сражений и ушёл в горы. В 1841 в Кабуле начались антибританские волнения. В следующем году англо-индийская армия отступила в Индию, однако была перебита афганскими партизанами. Британия ответила карательным рейдом.

Узнав о переговорах афганского эмира с Россией, Великобритания предприняла в 1878 новое вторжение в Афганистан. Общая численность экспедиционной армии составила 35 тысяч солдат и 98 орудий. В 1879 эмир Якуб-хан подписал договор, согласно которому Афганистан переходил под протекторат Великобритании.

Англичанам удаётся в результате дипломатических интриг отторгнуть от Афганистана территорию так называемого Пуштунистана (ныне Северо-Западная провинция Пакистана).

К 1895 оформляется территория современного Афганистана в результате завоевания узбекских, таджикских, хазарейских и прочих земель эмиром Абдурахманом. Это изменяет национальный состав Афганистана, где пуштуны (афганцы) теперь составляют не более 50 % населения.

Независимый Афганистан Править

В 1919 Аманулла-хан провозгласил независимость Афганистана от Великобритании. Власти Советской России приветствовали этот акт. После очередной англо-афганской войны Великобритания была вынуждена признать независимость Афганистана. В 1929 Аманулла-хан свергнут в результате восстания Бачаи Сакао, инспирированного английскими спецслужбами. В том же году Бачаи Сакао свергнут Надир-ханом, заручившимся поддержкой англичан.

В 1965 под влиянием коммунистических идей журналист Нур Мухаммед Тараки основывает просоветскую Народно-Демократическую Партию Афганистана (НДПА), которая в 1966 раскалывается на две фракции по этническому приниципу: на преимущественно пуштунский «Хальк» («Народ»), во главе с Тараки, и многонациональный «Парчам» («Знамя») во главе с Бабраком Кармалем.

Диктатура Дауда (1973-1978)Править

В 1973 происходит дворцовый переворот, в результате которого короля Захир-Шаха смещает его двоюродный брат принц Мухаммед Дауд, который провозглашает Афганистан республикой. Республиканский период Афганистана отличается нестабильностью и противоборством различных группировок, выражающих интересы различных этнических общин Афганистана (пуштунов, таджиков, узбеков и хазарейцев). Кроме того, в стране существуют как радикальные исламские, так и прокоммунистические силы. Как те, так и другие своей структурой и взаимоотношениями отражают существующее этническое разнообразие государства и противоречия между различными национальностями.

21 июня 1975 исламские радикалы поднимают восстание. Во главе его стоят видные деятели исламского радикализма, входящие в руководство таких организаций, как «Мусульманская молодежь». Одним из них является ставший впоследствии известным Гульбетдин Хекматияр.

Восстание в кратчайшие сроки охватывает провинции Бадахшан, Пактия, Нангархар, однако правительству Дауда удаётся его подавить.

Одновременно ситуацию пытаются дестабилизировать прокоммунистические силы, представленные НДПА. При этом НДПА имеет значительную поддержку в Вооружённых силах Афганистана.

Демократическая республика Афганистан (1978-1987)Править

Уже в октябре 1978 начинаются крупные антиправительственные выступления в Нуристане. 15 марта 1979 начались антиправительственные выступления в Герате. К сентябрю 1979 восстанием охвачено более половины провинций страны.

По сути, речь идёт о приходе к власти исламских радикальных группировок, так как другие антиправительственные группировки к тому времени явно уступают исламским радикалам в вооружении, численности и организованности.

В 1979 году сторонники фракции Бабрака Кармаля, находящиеся в опале и работающие послами за рубежом, предпринимают попытку переворота, после которой скрываются в СССР.

В сентябре 1979 в Кабуле начинается противостояние Нур Мухаммеда Тараки и его заместителя Хафизуллы Амина. Оба лидера организуют неудачные покушения друг на друга. Решением пленума ЦК НДПА Тараки был смещен, власть перешла к Амину, по приказу которого Тараки был через несколько дней убит (задушен подушкой).

Хафизулла Амин провозгласил курс на преодоление культа личности Тараки и освобождение политзаключенных, что не помешало позже выставить его главным организатором политических репрессий как при Тараки, так и после него.

Советско-афганская война (1979-1989) Править

См. подробнее статью Советско-афганская война.

Гражданская война в АфганистанеПравить

  • 1989 февраль в Пешаваре на совете представителей афганской оппозиции председателем так называемого «Переходного правительства моджахедов» был избран Сигбатулла Моджадади.
  • 1992 27 апреля душманы вошли в Кабул, а 28 апреля Себгатулла Моджаддиди прибыл в столицу и в присутствии иностранных дипломатов получил власть из рук вице-президента прежнего режима. Он стал президентом Исламского Государства Афганистан (ИГА), а также главой Совета Джихада (комиссии из 51 члена, назначенных в соответствии с Пешаварскими Соглашениями). Первым делом, С. Моджаддиди объявил всеобщую амнистию. Тем самым, продемонстрировав преемственность власти и отказ от преследования бывших функционеров прежнего режима. Партия «Ватан» была запрещена, а ее имущество конфисковано. Парламент был распущен. Новые власти закрыли университет и запретили все антирелигиозные книги. Женщина обязывалась носить паранджу. Женщин также уволили из радио и телевидения и ряда других государственных учреждений. Кинотеатры закрывались, а алкоголь запрещался. В госучреждениях вводились обязательные молитвы. В том же году Моджаддиди передал власть таджикской этнической группировки Бурханудина Раббани. Однако гражданская война на этом не закончилась. Пуштунские (Гульбетдин Хекматиар), таджикские (Ахмад Шах Масуд, Исмаил-хан) и узбекские (Абдул-Рашид Дустум) полевые командиры продолжали сражаться между собой.
  • 1994 среди пуштунов зародилось радикальное движение Талибан, которое в 1995 разбивает отряды Хекматиара,
  • 1996 26 сентября талибы без боя занимают Кабул и объявляют о создании Исламского эмирата Афганистан; экс-президент Наджибулла, скрывавшийся в миссии ООН, был схвачен и повешен. Прежнее правительство ушло в вооружённую оппозицию и закрепилось на севере, получив название Северный альянс. При талибах деятельность СМИ Афганистана была сильно ограничена. Радио Афганистан было переименовано в "Голос Шариата" и пропагандировало проповедуемые Талибаном ценности фундаменталистского ислама. Телевидение же талибы запретили вовсе, объявив его источником морального разложения. [1]

Международное вмешательство Править

Файл:Afghan-map warlords 2004.gif

После событий 11 сентября 2001 США заявляют, что талибы должны выдать причастных к атакам на Нью-Йорк и Вашингтон террористов, включая Осаму Бен Ладена.

  • 2001 13 ноября отряды Северного альянса входят в Кабул. Междоусобицы среди местных полевых командиров из-за раздела сфер влияния и территории стали отличительной чертой развития Афганистана после падения талибов. Власти в Кабуле слабо контролируют ситуацию за пределами столицы, а нападения экстремистов не прекращаются. [2]
  • 2002 созывается национальная ассамблея старейшин афганских племен Лойя-Джирга, на которой в качестве главы временного правительства Афганистана утверждается ставленник США, пуштунский представитель Хамид Карзай. Представители Северного альянса, в основном таджики, получают второстепенные должности в новом привительстве.
  • 2003 Лойя-Джирга одобряет новую Конституцию страны, вводящую президентскую форму правления,
  • 2004 Хамид Карзай становится президентом Афганистана.

Несмотря на американское и британское военное присутствие и оккупацию отдельных районов страны, Хамиду Карзаю так и не удалось полностью устранить влияние талибов в стране. Они продолжают партизанскую войну в восточных и южных провинциях. Реальная власть по-прежнему остаётся в руках полевых командиров.

После свержения режима талибов в Афганистане резко увеличивается уровень наркоторговли. По данным Управления по наркотикам и преступности ООН на 2005 год на долю Афганистана приходятся 87 % мировых поставок героина, в производство опия вовлечены многие крестьянские хозяйства.

Несмотря на многомиллиардную помощь мирового сообщества, Афганистан остаётся одной из беднейших стран мира.

19 декабря 2005 в Афганистане прошло первое за 30 лет заседание парламента, избранного в ходе всеобщих выборов — 249 депутатов нижней палаты и 102 сенатора. В церемонии его инаугурации участвовали вице-президент США Дик Чейни и свергнутый в 1973 году король Мохаммед Захир-Шах.

Из 249 депутатов нижней палаты парламента 60 % — так называемые «моджахеды», то есть те, кто воевал против советских войск в 1980-е годы. Полевые командиры стали депутатами благодаря американской военной и финансовой помощи и неприязни мирового сообщества к движению Талибан.

<span id="interwiki-no-fa" />

af:Geskiedenis van Afghanistan de:Geschichte Afghanistans en:History of Afghanistan es:Historia de Afganistán fa:تاریخ افغانستان fr:Histoire de l'Afghanistan gl:Historia de Afganistán he:היסטוריה של אפגניסטן it:Storia dell'Afghanistan nl:Geschiedenis van Afghanistan no:Afghanistans historie pl:Historia Afganistanu pt:História do Afeganistão sq:Historia e Afganistanit sv:Afghanistans historia uk:Історія Афганістану zh:阿富汗历史

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики