ФЭНДОМ

Файл:Apollonia Ruins near Fieri (Albania).jpg

Древняя историяПравить

Территория современной Албании в античности была населена предками современных албанцев - иллирийскими племенами, главным образом племенем тавлантиев. Южная ее часть входила в состав Эпира. Центральная часть, с греческими городами Аполлония и Эпидамн, переименованном при римлянах в Диррахий (ныне Дуррес), со времен Филиппа II и Александра Македонского спорадически входила в состав государства Македония а с присоединением его к Риму в 146 до н.э. - вошла в состав одноименной римской провинции. Северная часть, с городами Скодра (ныне Шкодер) и Лисс, со II века до н. э. вошла в состав римский провинции Далмация. Диррахий был важным центром, так как он был расположен в узком месте Адриатического моря и из него обыкновенно переправлялись с Балкан в Италию, и наоборот; там начиналась стратегически важная Эмилиева дорога, ведшая через весь полуостров в Фессалоники и дальше через Византий в Азию.

При разделе Римской империи основная часть страны, вошла в состав Византии, Далмация - в состав Западной Римской Империи. Подверглась нашествиям готов и гуннов (конец IV—V вв.), с конца VI векаславянских племён. Часть территории в течение около века входила в состав так называемого Первого Болгарского царства. После падения Византии части территории современной Албании были попеременно под властью венецианцев, Эпирского царства, Неаполитанского королевства, Сербского королевства. В середине XIV века вся территория Албании была завоёвана сербским королём Стефаном Душаном.

В составе Турции (1468-1912)Править

В 1381 турки проникают на территорию Албании и поддерживают в межплеменной войне род Топия против рода Бальшей. Албания превратилась в поле столкновения интересов венецианцев и турок. Турки называли албанцев арнаутами. Сопротивление туркам оказывает национальный герой Скандербег. К концу 1571 турки полностью вытесняют венецианцев с территории Албании. Горный север Албании сохранил определенную автономию. Власть там принадлежала советам старейшин во главе с байрактарами - Хранителями Знамени. В Албании постепенно распространяется ислам.

Османское владычество сохранялось до начала XX века, когда в ходе Первой Балканской войны территория Албании оказалась оккупирована войсками Черногории, Сербии и Греции, а Турция потерпела поражение в войне и Албания оказалась перед угрозой раздела между соперничающими державами.

В составе Турции Албания обладала достаточной автономией. Земли, населенные албанцами, в 1835 были разделены на эйялеты Янина и Румелия, во главе которых ставились чиновники из Константинополя. Позже, в 1846, были созданы пашалыки в Монастире (до 1877) и Ускибе (до 1863). После 1865 Стамбул повторно разделил албанские земли между вилайетами Ишкодра (Шкодер), Янина (с 1867), Битола (Монастир) и Косово (с 1877).

Файл:Bazar Tirana (ca. 1900).jpg

После свержения султана Абдул-Хамида II в июле 1908 появились албанские школы, возникли газеты и политические клубы, особенно на юге страны. В ноябре 1908 в Монастире (Битоль) состоялся национальный конгресс, обсудивший вопрос о национальной автономии и едином албанском алфавите на основе латиницы. Стремясь расширить контроль над горцами, младотурками был принят т.н. закон о бандах (1909); запрещалось ношение оружия, вводилось наказание палками и др. Такой подход возмутил даже албанских мусульман.

Независимая АлбанияПравить

28 ноября 1912 во Влёре была провозглашена независимость. В 1912—1913 Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия и Франция признали вначале автономию, а затем — независимость Албании от Турции. Фактически над Албанией был установлен протекторат этих шести держав, которые и определили границы нового государства.

В годы Первой мировой войны Албания превратилась в арену военных действий. В апреле 1915 страны Антанты и Италия подписали секретный договор, ликвидировавший независимость Албании. Её территория к концу войны была оккупирована итальянскими, сербскими и греческими войсками.

21—31 января 1920 албанский Национальный конгресс вновь провозгласил независимость страны и объявил Тирану столицей государства. В течение 2 лет из страны были изгнаны оккупанты.

К власти в стране пришла феодально-помещичья группировка А. Зогу, который при военной, материальной и дипломатической помощи Югославии, Англии, Франции и Италии подавил демократическое движение и провозгласил себя вначале президентом, а 1 сентября 1928 — королём Албании.

Итальянская оккупация (1939-1943)Править

7 апреля 1939 Италия ввела в Албанию 50-тысячный корпус и к 10 апреля аннексировала её территорию. Зогу эмигрировал в Грецию. 12 апреля правительство Албании оформило унию с Италией. Премьер-министром переходного правительства стал Шевкет Верляци. Страной управлял наместник итальянского короля вице-король Франческо Якомони ди Сан-Савино, которому подчинялось албанская национальная администрация. За период с 1939 по начало 1941 г. были сформированы Албанская Королевская гвардия, дислоцировавшаяся в Риме, четыре Албанских Фашистских Милицейских легиона (NN с 1 по 4), первые два из которых общей численностью 12 тысяч бойцов приняли участие во вторжении в Грецию (1940). С декабря 1940 по апрель 1941 Греция вновь оккупировала Южную Албанию (Северный Эпир). Помимо этого были созданы шесть Королевских Албанских пехотных батальонов, три артиллерийские батареи, две легких батареи ПВО, а также пять иррегулярных добровольческих батальонов. 1940 - 1941 гг. албанцев стали призывать в итальянские ВМС, ВВС, Пограничную и Таможенную охрану, а также в карабинеры. В самой Албании для поддержания порядка были созданы местные полицейские силы

12 августа 1941 указом итальянского короля Витторио Эммануила на оккупированных албанских территориях учреждалось великое герцогство Албания, включающее также в себя территории Косово и Метохии. С усилением деятельности партизан в конце 1941 г. были сформированы Албанские Стрелковые полки (Cacciatori d"Albania) (NN с 1 по 3). Каждый полк насчитывал 2 - 3 тысячи бойцов в двух пехотных батальонах, пулеметной роте и артиллерийской батарее. Весной 1943 г. в Косово был создан четвертый полк, включенный под N1 в 1-ю Албанскую Стрелковую бригаду, однако из-за низкой боеспособности и массового дезертирства из 2-го и 3-го полков, она была расформирована перед капитуляцией Италии. во второй половине 1941 г. под руководством немецких властей в Косово для поддержания порядка была создана албанская жандармерия (ок. 1 тысячи человек) со штабом в Косовска-Митровице. При ней имелось около тысячи албанских добровольцев, отрядами которых командовали сельские старосты

Немецкая оккупация (1943-1944)Править

C 1943 в стране развернулось массовое партизанское движение, было начато формирование регулярной Национально-освободительной армии (НОА). В сентябре 1943 фашистская Италия капитулировала перед англо-американскими войсками и вышла из войны, но уже 10 сентября в страну вошли немецко-фашистские войска.

Перелом в вооружённой борьбе наступил лишь через год в результате общего изменения военной ситуации на Балканах. Освободительная борьба переросла в народно-демократическую революцию. 24 мая 1944 был создан Антифашистский национально-освободительный совет Албании, который образовал Антифашистский национально-освободительный комитет Албании, преобразованный 20 октября 1944 во Временное демократическое правительство. 17 ноября 1944 НОА освободила Тирану, а 29 ноября завершила освобождение страны.

Социалистическая Албания 1946-1990Править

Основная статья: Народная Социалистическая Республика Албания

Новейшая историяПравить

В 1985, после смерти Энвера Ходжи, его место занял Рамиз Алия. Вначале он пытался продолжать прежнюю политику, но в Восточной Европе к тому времени уже начались перемены, вызванные горбачёвской политикой гласности и перестройки. Тоталитарный режим Албании оказался под двойным давлением со стороны США, европейских государств и своего собственного народа. После того, как был расстрелян румынский коммунистический лидер Николае Чаушеску, Алия понял, что он может оказаться следующим, если ничего не предпримет. Он (последним в Европе) подписал Хельсинкские соглашения и обязался соблюдать права человека, разрешил политические партии, и хотя его собственная партия победила на выборах в 1991, всем стало ясно, что перемены не остановить. В 1992 на всеобщих выборах победу одержала уже Демократическая партия Албании, набравшая 62% голосов.

На всеобщих выборах в июне 1996 Демократическая партия прибегла к манипуляции результатами голосования для получения абсолютного большинства в парламенте. В 1997 страну охватили массовые волнения, связанные с утратой населением сбережений из-за участия в расплодившихся в стране «финансовых пирамидах». Во многих городах для наведения порядка пришлось привлекать милицию и создавать отряды вооружённых добровольцев. На фоне воцарившейся анархии внеочередные выборы 1997 года выиграла пост-коммунистическая Социалистическая партия, правопреемница Албанской партии труда. Лишь в 2005 она вновь уступила большинство мест в парламенте Демократической партии.

<span id="interwiki-hu-fa" />ar:تاريخ ألبانيا cs:Dějiny Albánie da:Albaniens historie de:Geschichte Albaniens en:History of Albania eo:Historio de Albanio es:Historia de Albania et:Albaania ajalugu fa:تاریخ آلبانی fr:Histoire de l'Albanie hu:Albánia történelme it:Storia dell'Albania nl:Geschiedenis van Albanië pt:História da Albânia sl:Zgodovina Albanije sq:Historia e Shqipërisë sv:Albaniens historia uk:Історія Албанії zh:阿尔巴尼亚历史

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики