ФЭНДОМ

Исаак Борисович Руссман (7 марта 1938 - 11 июля 2005). Блестящий ученый и педагог, один из лучших специалистов России по экономико-математическому моделированию, доцент кафедры математических методов исследования операций ВГУ.

Исаак Борисович Руссман родился 7 марта 1938 года в Воронеже. С детства мечтал об астрономии, но, поступив в 1955 году в Воронежский государственный университет на физико-математический факультет Воронежского государственного университета, навсегда связал с ним свою жизнь. С 1969 года и до конца жизни Исаак Борисович проработал на кафедре математических методов исследования операций. Длительный период Исаак Борисович возглавлял эту кафедру, а затем был ответственным за научно-исследовательскую работу.

Много лет подряд по результатам студенческого опроса Исаак Борисович признавался лучшим преподавателем факультета. Энергия, с которой он читал свои лекции, любовь, щедро даруемая ученикам, сделали факт его принадлежности к числу избранных педагогов не поддающимся сомнению. Все кто с ним когда-то сталкивался, уже на многие годы попадали под влияние его личности. Его незаурядность, теплота, сразу и навсегда покоряли. И по прошествии многих лет после окончания университета Руссман, среди немногих, запоминался обязательно - своими горящими глазами в попытке увлечь чем-то новым и удивительным, доброжелательностью, открытостью. Дискретная математика, теория алгоритмов и математическая логика, теория вероятностей, экономическая кибернетика, системный анализ - вот далеко не полный перечень тех дисциплин, который читал Руссман.

В круг научных интересов Исаака Борисовича входили различные вопросы, касающиеся моделирования целенаправленных систем (экономических, социальных, организационных); проблемы, связанные с оценкой качества (квалиметрия); общие вопросы построения оценочных моделей. Ему принадлежит создание теории оценок «трудность достижения цели», идея которых заключается в оценке соответствия некоторой величины заданному требованию. Для этих оценок предложены различные типы сверток; аналоги производственных функций для агрегирования оценок качества; модели баланса для качественных и количественных характеристик сложных объектов и систем; оптимизационные модели ресурсного обеспечения целенаправленных систем различного назначения. На основе оценок «трудность достижения цели» строятся модели контроля и управления в организационных системах, оптимизационные модели формирования портфеля (которые представляют, по сути, новый подход к известной задаче управления портфелем). Эти оценки стали визитной карточкой Руссмана как ученого. Они получили свое развитие в кандидатских и докторских диссертациях учеников Исаака Борисовича. Очень активно он занимался проблемами качества. Многие идеи, которые, как сейчас оказалось, лежат в основе модных ныне систем управления качеством, «проповедовались» Руссманом еще в середине 70-х годов.

Следует отметить уникальную способность Исаака Борисовича видеть в комплексе все грани сложной проблемы. Он был большим мастером по части постановок задач. Блестящие идеи Руссмана послужили истоком многих научных работ. Он поражал своих учеников и коллег широтой кругозора, энциклопедическими познаниями, интересом ко всему новому. Очень часто его можно было видеть в университетском читальном зале просматривающим последние книжные новинки, научные журналы, а то и читающим детектив или фантастику.

Руссман был крупным ученым. Среди тех, кто с ним работал и близко общался, можно назвать Краснера Н.Я., Берманта М.А., Миркина Б.Г., Клейнера Б.Г., Жака С.В., Эйтингона В.Н. и многих других. Исаак Борисович был постоянным участником и одним из самых активных организаторов (тогда еще Всесоюзной) научно-практической конференции «Системное моделирование социально-экономических процессов».

Научное наследие Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики