ФЭНДОМ

Wikitext-ru
Эту статью следует викифицировать.
Файл:Johann Georg Gmelin.jpg

Иога́нн Гео́рг Гме́лин (нем. Johann Georg Gmelin; 12 августа 1709, Тюбинген — 23 мая 1755, там же) — немецкий естествоиспытатель, врач, ботаник, этнограф, путешественник, исследователь Сибири и Урала, адьюнкт химии и натуральной истории Петербургской Академии наук (30.08.1727), профессор c 22.01.1731 — по 01.01.1748, действительный член Петербургской АН. Натуралист академического отряда Второй Камчатской экспедиции (1733—1743). По результатам исследований в Сибири изданы книги «Флора Сибири» (1747—1769) в 4-х томах на русском языке, где описаны 1178 видов произрастающих в Сибири растений, и «Путешествие по Сибири» в 4-х томах на немецком языке. Академик и почетный член Стокгольмской Академии наук. Шаблон:Исследователь растений

Жизнеописание Править

Иоганн Георг Гмелин — сын аптекаря, родился на юго-западе Германии. Получив домашее образование, в 13 лет становится студентом Университета Тюбингена . В 1725 году 16-летний Иоган окончил медицинский факультет со степенью доктора медицины. По совету отца, профессора университета, и друга семьи, ученого Г.Бюльфингера, Иоганн Гмелин летом 1727 года переехал в Россию. С рекомендательным письмом и коллекцией природных окаменелостей, которые были переданы в Петербургскую АН, он прибыл в Петербург, где сначала занимался естественной историей. В августе 1727 г. он стажируется при Петербурской АН. Пока решался вопрос об его утверждении профессором, он получал на расходы по 10 рублей в месяц. Этот год был знаменателен для Петербургской академии. За два месяца до Гмелина в Санкт-Петербург по рекомендации Даниила Бернули, которому самому было 25 лет, прибывает девятнадцатилетний Леонард Эйлер. В том же году в Академию прибыл недоучившийся студент Герард-Фридрих Миллер, которому исполнилось 22 года. Впоследствии он станет старшим товарищем Гмелину в многотрудном путешествии по Сибири. Еще до приезда Гмелина по предложению Президента Академии Л.Блюментроста на профессорские должности рекомендовали Эйлера, Гмелина, Крафта, Миллера. Случай беспрецедентный для науки всех времен. Старшему — Крафту — было 26 лет. Первые три года жизни в России И. Г. Гмелин посвятил работе в Кунсткамере и кабинете натуральной истории. Он составил каталог минералов. Приступил к составлению каталога древних окаменелостей вместе с академиком Иоганн Аманом. (Но эту работу он не окончил, а заканчивал ее в 1741 году М. В. Ломоносов. Утвержден дожности адьюнкта по химии и естественной истории (30.08.1727). Помогает в издании трудов профессора ботаники И. Х. Буксбауму. Действительный членом Петербургской Академии в звании профессора химии и натуральной истории (22.01.1731).

Исследование Сибири Править

В 1724 г. Пётр I снарядил экспедицию для изучения северной части Тихого океана и прилегающих к нему земель под руководством Витуса Беринга. Эта экспедиция, известная как Первая Камчатская экспедиция (1725—1729), выехала уже после смерти императора Петра. Одной из ее задач было изучение перешейка между Америкой и Азией (открытие Семена Дежнева стало известно позднее). Однако экспедиция не выполнила полностью поставленных задач. В связи с этим была организована в 1733 г Вторая Камчатская экспедиция (1733—1743) также под началом В.Беринга. Число участников доходило до 2000 человек: морские офицеры, ученые, художники, переводчики, административные и технические работники. Из натуралистов в экспедиции участвовали — И. Г. Гмелин, Г. В. Стеллер, С. П. Крашенинников. Силами различных отрядов были составлены первые карты и описания побережья России от Архангельска до р. Колыма, Охотского моря и Камчатки; описаны природа, народы и история Сибири. Соверщены плавания к берегам Японии и Северо-Западной Америки, обследованы по пути Курильские и Алеутские острова.

И. Г. Гмелин совершил путешествие по Сибири. Он обследовал северо-западную часть Алтая, Салаирский кряж, от Кузнецка спустился по р. Томь до Томска, прошел по долине р. Чулыма до Енисея, по реке поднялся до Красноярска, оттуда прибыл в Иркутск. Изучал Забайкалье от Селенги до Шилки и Аргуни. Затем проехал по Ангаре до Братскского острога, прошел через Илимск в Усть-Кут на Лене и, свернув на юг, добрался до устья Илги, далее на речном судне прибыл в Якутск. Здесь пожар уничтожил большую часть собранных им материалов. Для восстановления утраченного и дополнительных исследований прошел по Витиму до р. Мамы. Впервые исследовал Северо-Байкальское нагорье. Двигаясь по Лене, описал ее берега до Олекмы, рассказал о прибрежных утесах — «щеках». В 1736—1737 гг. открыл ряд месторождений полезных ископаемых в Якутском крае. В следующем году спустился на лодках по Ангаре и Енисею до Туруханска, описал северные отроги Енисейского кряжа. Несколько лет путешествовал по югу Западной Сибири и восточному склону рала, описал месторождение горы Магнитной. В 1741—1742 гг. изучал Барабинскую степь и восточные склоны Урала.

Ученый-энциклопедист, и великолепный художник за 10 лет проехал по Сибири около 34 000 км, положив начало ее научному исследованию.

Петербургский период жизни (1743—1747) Править

Вернувшись в Петербург, начал заниматься обработкой привезенных коллекций и дневников. Ботанические коллекции послужили основой его многотомного труда «Флора Сибири», содержавшей описание почти 1178 видов сибирских растений, их 300 изображений, причем 500 новых видов флоры, изданного в течении 1747—1759 гг. Первые два тома редактировал сам Гмелин, третий и четвертый тома вышли под редакцией С. Г. Гмелина — младшего, племянника автора, пятый том (споровые растения) остался в рукописи. По представлению Академии наук оконченного первого тома Гмелин попросил на академическом заседании разрешения уехать в Германию сроком на один год, с условием, что за это время он будет получать жалование и выполнять работу. Такое разрешение им было получено 01.06.1747 г. В 1747 г Гмелин уехал в Тюбинген, где с 1749 г до своей смерти в 1755 году был профессором ботаники и химии местного университета. С 1751 по 1755 гг. в Геттингене опубликовывает свои экспедиционные дненики под названием «Путешествие по Сибири с 1741 по 1743 гг.» в 4-х томах. После смерти рукописи и гербарий ученого были доставлены в Петербург и проданы Петербургской АН. Все изданные ботанические материалы Гмелина не учли систематической реформы в ботанике Карла Линнея. Так как первые два тома вышли до реформы Линнея, а в остальных Гмелин-младший не привел в соответствие не оценив реформы Линнея. Поэтому большинство описанных для Сибири новых видов растений не сохранили авторства Гмелина И. Г.

Растения названные в честь И. Г. Гмелина Править

В честь И. Г. Гмелина Карл Линней описал род Gmelina (Verbenaceae) и около 60 видов растений.

Публикации Править

Литература и источники Править

Богатые ботанические материалы, вывезенные из Сибири, опубликованы в классической для своего времени работе «Flora Sibirica sive historia plantarum Sibiriae» .I, 1747; II — 1749; III- 1758 (Editore S.G.Gmelin); IV — 1759. (III, IV тома вышли после смерти Гмелина-старшего и издавались его племянником С. Г. Гмелиным-младшим). V Пятый том материалов Гмелина, содержавший сведения по споровым растениям, написан С.Крашенинниковым по материалам Гмелина после его смерти, но он остался в рукописи.

  • Обручев В. А. История геологических исследований Сибири, период первый. — Л., 1931;
  • Литвинов Д. И. Библиография флоры Сибири. Труды Ботанического музея АН. Т.5.- СПб., 1909;
  • Тихомиров В. А., Софиано Г. А. 200 лет со дня смерти академика И. Г. Гмелина. // Известия АН СССР. Серия геологическая. — № 2. — стр.130;

Ссылки Править

en:Johann Georg Gmelin fr:Johann Georg Gmelin pl:Johann Georg Gmelin sv:Johann Georg Gmelin d.y.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики