ФЭНДОМ

Интертипные отношения — разрабатываемая в соционике теория, согласно которой межличностные отношения в значительной степени зависят от соционических типов партнеров и в меньшей степени зависят от стремлений и желаний людей. Согласно соционической теории существует 16 соционических типов, каждый из которых по-своему воспринимает и обрабатывает информацию, а отношения между представителями соционических типов, обусловленные взаимодействием соционических функций при обмене информацией, приобретают характер интертипных отношений.

Теория интертипных отношений основана на многочисленных наблюдениях и экспериментах социоников — представителей различных соционических школ, однако независимой проверке, необходимой для объективизации научных знаний, до настоящего времени не подвергалась. При оценке отдельных описаний интертипных отношений обнаруживается эффект Барнума (субъективная оценка неконкретного и размытого описания как в целом подходящего), в то же время оценка интертипных отношений с точки зрения модели А и соотнесения соционических функций разных типов позволяет достаточно точно описать интертипные отношения и спрогнозировать развитие реальных отношений, если известны типы партнеров.

16 видов интертипных отношений Править

Согласно теории интертипных отношений существуют 16 видов интертипных отношений между представителями 16 социотипов:

  • IL - 11 - тождественные
  • SE - 12 - (дез)активации
  • ES - 13 - зеркальные
  • LI - 14 - дуальные
  • FL - 21 - суперэго
  • TE - 22 - квазитождество
  • ET - 23 - конфликтные
  • LF - 24 - погашение
  • FR - 31 - уступчивые (родственные и деловые между бета и гамма, дельта и альфа)
  • TP - 32 - включение (рациозаказ - между бета и гамма, дельта и альфа)
  • PT - 33 - удержание (рациоревизия - бета и гамма, дельта и альфа)
  • RF - 34 - автономность (полудуальность и мираж между бета и гамма, дельта и альфа)
  • IR - 41 - неуступчивые (деловые и родственные между альфа и бета, гамма и дельта)
  • SP - 42 - переключение (иррациозаказ - между альфа и бета, гамма и дельта)
  • PS - 43 - сбивание (иррациоревизия - между альфа и бета, гамма и дельта)
  • RI - 44 - авторитетные (мираж и полудуальность между альфа и бета, гамма и дельта)

Симметричные и асиммертичные отношения Править

Все виды интертипных отношений, кроме социального заказа и ревизии, симметричны, то есть представитель социотипа А относится к представителю социотипа В так же как В к А. Например, если «Дон Кихот» дуал «Дюма», то «Дюма» дуал «Дон Кихота». Отношения социального заказа и ревизии асимметричны, например у «Дон Кихота» заказчик «Штирлиц», но подзаказный «Гамлет», ревизор «Достоевский», но подревизный «Максим Горький».

Таблица интертипных отношений Править

55 11 12 13 14 21 22 23 24 31 32 33 34 41 42 43 44 55

11 11 14 12 13 41 44 42 43 21 24 22 23 31 34 32 33 11

12 14 11 13 12 44 41 43 42 24 21 23 22 34 31 33 32 12

13 12 13 11 14 42 43 41 44 22 23 21 24 32 33 31 34 13

14 13 12 14 11 43 42 44 41 23 22 24 21 33 32 34 31 14

21 41 44 42 43 11 14 12 13 31 34 32 33 21 24 22 23 21

22 44 41 43 42 14 11 13 12 34 31 33 32 24 21 23 22 22

23 42 43 41 44 12 13 11 14 32 33 31 34 22 23 21 24 23

24 43 42 44 41 13 12 14 11 33 32 34 31 23 22 24 21 24

31 21 24 22 23 31 34 32 33 11 14 12 13 41 44 42 43 31

32 24 21 23 22 34 31 33 32 14 11 13 12 44 41 43 42 32

33 22 23 21 24 32 33 31 34 12 13 11 14 42 43 41 44 33

34 23 22 24 21 33 32 34 31 13 12 14 11 43 42 44 41 34

41 31 34 32 33 21 24 22 23 41 44 42 43 11 14 12 13 41

42 34 31 33 32 24 21 23 22 44 41 43 42 14 11 13 12 42

43 32 33 31 34 22 23 21 24 42 43 41 44 12 13 11 14 43

44 33 32 34 31 23 22 24 21 43 42 44 41 13 12 14 11 44

55 11 12 13 14 21 22 23 24 31 32 33 34 41 42 43 44 55

Шаблон:Таблица интертипных отношений

Описания интертипных отношений Править

Тождественные отношения Править

В тождественных отношениях партнеры аналогичным образом воспринимают и осмысливают информацию, имеют одинаковые сильные и слабые стороны, общие ценности, нередко — общие интересы. С точки зрения модели А все соционические функции тождиков совпадают. В тождественных отношениях происходит быстрый и эффективный обмен информацией, поэтому тождественные отношения считаются наиболее благоприятными для обучения.

Дуальные отношения Править

В дуальных отношениях партнеры дополняют друг друга, общение обычно легкое и непринужденное, а совместная работа — приятная, хотя при налаживании отношений возможна довольно болезненная «притирка». Все сферы деятельности так или иначе оказываются в зоне сильных функций одного из партнеров, при этом они имеют общие ценности (ценностные функции) и одинаковый жизненный ритм — оба рационалы или иррационалы. С точки зрения модели А программная (базовая) функция подает информацию на суггестивную (внушаемую) функцию дуала, творческая — на активационную, наблюдательная функция контролирует деятельность ролевой, а демонстративная (фоновая) прикрывает болевую функцию дуала. Дуальные отношения считаются одними из самых благоприятных (в первую очередь — для серьезных отношений и длительной совместной жизни)

Отношения активации Править

Отношения активации легкие и приятные, завязываются быстро и легко. Любая сфера деятельности оказывается в зоне сильных функций одного из партнеров, однако они имеют разный жизненный ритм (рационал и иррационал), к тому же оба экстраверты или интроверты, при длительном общении склонны уставать друг от друга. С точки зрения модели А программная функция активатора подает информацию на активационную функцию, творческая — на суггестивную, наблюдательная функция контролирует деятельность болевой, а демонстративная — деятельность ролевой функции, при этом удары с ограничительной по болевой могут быть довольно болезненными. Отношения хорошо подходят для отдыха и приятного времяпровождения.

Зеркальные отношения Править

Зеркальные отношения интересны для общения и совместной деятельности, у партнеров имеются общие ценности и нередко — интересы, возможна конструктивная критика. Сильные и слабые стороны во многом совпадают. С точки зрения модели А программная функция пересекается с творческой функцией «зеркальщика», ролевая — с болевой, суггестивная — с активационной, наблюдательная — с демонстративной.

Родственные отношения Править

Сложные отношения со сходными жизненными установками и противоположными программами их реализации. С точки зрения модели А программные, ролевые, суггестивные и активационные функции партнеров совпадают, творческая функция одного партнера попадает на болевую (что раздражает и может приводить к конфликтам), демонстративная — на активационную. Отношения неблагоприятны для семейной жизни.

Полудуальные отношения Править

Отношения неполного дополнения. Взаимный интерес в общении, однако при попытках сближения возможны серьезные проблемы. С точки зрения модели А программная функция одного партнера приходится на суггестивную функцию другого (что вызывает взаимный интерес), творческая функция одного партнера пересекается с демонстративной функцией другого партнера, ролевая функция — с наблюдательной, а болевая — с активационной (что вызывает некоторую неудовлетворенность партнером).

Деловые отношения Править

Отношения делового равноправия с элементами соперничества и конкуренции при разных целях партнеров. С точки зрения модели А программная функция одного партнера приходится на ролевую функцию другого (отсюда конкуренция и борьба за лидерство в отношениях), наблюдательная — на суггестивную, а творческие, болевые, активационные и демонстративные функции совпадают (общие интересы и сотрудничество обычно лежат в зоне творческих функций партнеров).

Миражные отношения Править

Отношения достаточно комфортные и приятные, но не во всем удовлетворяющие потребности партнеров, способствуют расслаблению и отдыху. С точки зрения модели А программная функция одного партнера попадает на наблюдательную функцию другого (отсюда возможны размолвки), творческая функция — на активационную (что придает теплоту отношениям), ролевая функция - на суггестивную (что порождает неудовлетворенность), демонстративная функция прикрывает болевую партнера. Отношения достаточно благоприятные для семейной жизни, но малоэффективные для совместной деятельности.

Отношения суперэго Править

Отношения взаимного уважения и симпатии, которые, однако, при переходе на близкую психологическую дистанцию могут привести к конфликтам и непониманию. С точки зрения модели А программная функция одного партнера попадает на ролевую функцию другого (из-за чего возникает эффект восхищения), а творческая — на болевую (что раздражает и может приводить к конфликтам), наблюдательная — на суггестивную, а демонстрационная — на активационную. Отношения плохо подходят для совместной жизни и семейных отношений.

Отношения квазитождества Править

Отношения мирного сосуществования при совпадении сильных и слабых сторон и несовпадении ценностей и интересов. С точки зрения модели А программная функция одного квазитождика соответствует демонстративной функции другого, творческая — наблюдательной, ролевая — активационной, болевая — суггестивной.

Отношения полной противоположности Править

Отношения полной противоположности (погашения) — партнеры имеют похожие слабые и сильные стороны, однако в общении и совместной деятельности происходит обоюдное погашение, один партнер как бы препятствует деятельности другого. С точки зрения модели А программная функция одного партнера попадает на наблюдательную, а творческая — на демонстративную (что в совокупности и дает эффект погашения), ролевая — на суггестивную, болевая — на активационную.

Конфликтные отношения Править

Отношения вялотекущего, подспудно назревающего конфликта, для таких отношений характерны постоянные и нередко безрезультатные попытки достичь взаимопонимания, нарастающее внутреннее напряжение. С точки зрения модели А программная функция одного партнера попадает на болевую другого партнера, а творческая — на ролевую (конфликтер не намеренно, но постоянно указывает на слабые места партнера), наблюдательная — на активационную, а демонстрационная — на суггестивную. Отношения крайне неблагоприятны для совместной жизни и семейных отношений, однако могут быть полезны в работе при условии параллельной, а не совместной работы.

Отношения заказа Править

Асимметричные отношения, в которых заказчик обычно имеет больше влияния на подзаказного, чем подзаказный на заказчика. В таких отношениях заказчик может несколько недооценивать партнера, а подзаказный — стараться либо угодить партнеру, либо сопротивляться его влиянию. С точки зрения модели А программная функция заказчика приходится на демонстративную функцию подзаказного, творческая — на суггестивную, ролевая — на активационную, болевая — на наблюдательную, суггестивная — на болевую, активационная — на программную, наблюдательная — на творческую, демонстративная — на ролевую.

Отношения ревизии Править

Асимметричные отношения, в которых ревизор постоянно, хотя и непреднамеренно, указывает подревизному на его слабое место, иногда пытаясь его «перевоспитывать». С точки зрения модели А программная функция ревизора попадает на болевую функцию подревизного (причина дискомфорта для подревизного), творческая — на программную, ролевая — на творческую, болевая — на ролевую, суггестивная — на демонстративную, активационная — на суггестивную, наблюдательная — на активационную, демонстративная — на наблюдательную. Отношения неблагоприятны для совместной жизни и семейных отношений (в чем-то даже опаснее конфликтных, которые опасны обоюдно и заставляют партнеров поддерживать дистанцию), однако нормальный режим существования возможен, если партнеры сознательно не будут задевать друг другу точки наименьшего сопротивления (болевые функции).

Система интертипных отношений по Рейнину Править

Помимо данной системы интертипных отношений, существует также значительно менее известная, и к сожалению, незавершённая альтернативная система интертипных отношений по Рейнину: http://www.socioniko.net/ru/articles/lytov-reinin-rels.html

Источники Править

  • А.Аугустинавичюте. Дуальная природа человека. [1]
  • Л.Бескова, Е.Удалова. Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе. [2]
  • В.Гуленко. Описание соционических типов и интертипных отношений. [3]
  • В.Стратиевская. Как сделать, чтобы мы не расставались. [4]
  • Е.Филатова. Искусство понимать себя и окружающих. [5]

См. также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики