ФЭНДОМ

Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова — один из институтов Отделения биологических наук Российской академии наук. ИЭФБ РАН в настоящее время расположен в Санкт-Петербурге, пр. Тореза, д. 44.

История Института Править

Организация и развитие ИЭФБ РАН связаны с именем основателя эволюционной физиологии как самостоятельной науки выдающегося советского физиолога - академика Л.А. Орбели.

Базой для организации Института послужила небольшая группа сотрудников, созданная для индивидуальной работы акад. Л.А. Орбели по решению Президиума АН СССР в октябре 1950 г. Первоначально в группу входило 8 человек, их исследования были направлены на изучение становления высшей нервной деятельности ребенка. В сентябре 1954 г. эта группа была расширена и преобразована в лабораторию эволюционной физиологии АН СССР. В задачу лаборатории входило изучение функций нервной системы животных и человека в онтогенезе, а также исследование действия ионизирующих излучений на животные организмы. К началу 1955 г. в лаборатории работало 37 человек.

В январе 1956 г. на базе этой лаборатории организуется Институт эволюционной физиологии АН СССР и ему присваивается имя И.М. Сеченова. Л.А. Орбели назначается директором Института. Вскоре начинается строительство лабораторного корпуса Института на Старопарголовском проспекте (ныне пр. Мориса Тореза).

Основные задачи Института в момент его организации были сформулированы следующим образом: изучение путей развития функций животных организмов в онто- и филогенезе, выяснение основных закономерностей этого развития и механизмов преобразования функций под влиянием природных факторов среды, изучение специфических закономерностей совершенствования физиологических механизмов высшей нервной деятельности ребенка, обусловленных биологическими закономерностями и историей развития человеческого общества.

К концу 1957 г. в состав Института входило уже 9 лабораторий, 8 из которых были образованы на базе самого Института, а одна переведена из бывшего Естественнонаучного института им. П.Ф. Лесгафта.

В 1958 г. после смерти Л.А. Орбели Институт возглавил его ученик и ближайший помощник, известный советский физиолог - чл.-кор. АМН СССР А.Г. Гинецинский.

С июня 1960 г. по март 1975 г. директором Института был акад. Е.М. Крепс - ученик И.П. Павлова и соратник Л.А. Орбели, автор исследований по сравнительной физиологии и биохимии нервной системы. Под руководством Е.М. Крепса стали успешно развиваться исследования по эволюционной биохимии. Это в значительной степени обусловило переименование Института в 1964 г. в Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова АН СССР.

В 1967 г. вошел в строй второй лабораторный корпус Института, это дало возможность значительно расширить фронт работ по основным направлениям эволюционной физиологии, биохимии и морфологии.

В ноябре 1969 г. перед первым лабораторным корпусом на проспекте М. Тореза был установлен памятник основателю Института - акад. Л.А. Орбели.

С 1975 по 1980 г. директором Института был акад. В.А. Говырин, который пришел в коллектив Л.А. Орбели в год основания Института. Имя В.А. Говырина связано с открытием фундаментальных фактов в области физиологии вегетативной нервной системы.

С 1981 г. по 2004 г. Институт возглавлял академик РАН В.Л. Свидерский - известный ученый в области сравнительной и эволюционной физиологии нервной системы, заведующий одной из старейших лабораторий Института - лабораторией нейрофизиологии беспозвоночных.

C 2004 г. директор Института - чл.-корр. РАН Веселкин Николай Петрович, нейрофизиолог, заведующий лабораторией эволюции межнейронных взаимодействий.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики