ФЭНДОМ

Институт физиологии им. И. П. Павлова — один из институтов Отделения биологических наук Российской академии наук. В настоящее время расположен в Санкт-Петербурге, наб. Макарова, 6

ИФ РАН ведет фундаментальные и прикладные исследования, направленные на раскрытие механизмов высшей нервной деятельности, функционирования сенсорных и висцеральных систем организма. На молекулярно-клеточном, генетическом, онтогенетическом и нейрогуморальном уровнях изучаются механизмы адаптивного поведения человека и животных. Исследуются основные принципы восприятия и обработки информации органами чувств и ее реализация, механизмы адаптивных реакций висцеральных систем.

История Института Править

Институт физиологии ведет свое начало от Физиологического института Академии наук СССР, организованного на базе Физиологической лаборатории в 1925 г. Первым директором института до 1936 г. был выдающийся ученый, первый лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины академик И. П. Павлов. Основная задача института состояла в изучении физиологии больших полушарий головного мозга по методу условных рефлексов. К началу 30-х гг. тематика исследований института концентрировалась на изучении закономерностей работы коры головного мозга, взаимодействия процессов возбуждения и торможения, типов нервной системы, экспериментальных неврозов, а также высшей нервной деятельности человекообразных обезьян. В 1934 г. были организованы новые отделы (анатомический, биохимический, биофизический и экспериментальной психологии) и созданы предпосылки для углубленного изучения структурных и физико-химических основ физиологии и психологии головного мозга животных и человека. По инициативе И. П. Павлова начались исследования в области нейрогенетики.

В 1936 г., после кончины И. П. Павлова, институту присвоено его имя. Возглавил институт ученик И. П. Павлова академик Л. А. Орбели (1936—1950). Получили развитие исследования биохимии и биофизики клетки, эволюционная, сравнительная, возрастная физиология, физиология вегетативной нервной системы и физиология органов чувств. В годы Великой Отечественной войны сотрудники института разрабатывали прикладные проблемы (в том числе способы борьбы с последствиями травм центральной и периферической нервной системы и изучение механизмов адаптации к гипоксии).

В 1950 г. произошло объединение Физиологического института им. И. П. Павлова АН СССР с Институтом эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова Академии медицинских наук СССР и Институтом центральной нервной системы АМН СССР. Новый Институт физиологии им. И. П. Павлова АН СССР возглавил академик К. М. Быков, а затем академики В. Н. Черниговский и В. А. Говырин. В 50-е гг. институт стал крупнейшим физиологическим центром по изучению физиологии и патологии высшей нервной деятельности, общей физиологии нервной системы, физиологии органов чувств, эволюционной и экологической физиологии. Одним из ведущих направлений исследований в этот период была физиология и патология кортико-висцеральных отношений, успехи в которой сыграли значительную роль в создании и обобщении современных представлений о генезе психосоматических заболеваний человека. Были получены приоритетные данные, касающиеся структурно-функциональной организации рецепторов внутренних органов и их представительства в коре головного мозга, механизмов восприятия и переработки сенсорной информации, роли стриато-таламо-кортикальной системы в регуляции поведения, онтогенеза мотивационно-эмоциональных реакций. Академиком А. М. Уголевым был открыт новый тип пищеварения — пристеночное (мембранное) пищеварение. В комплексных исследованиях изучалось участие различных физиологических систем в процессах адаптации к факторам внешней и внутренней среды и их роль в поддержании гомеостаза организма.

С 1981 по 1994 г. дальнейшее развитие получили работы по изучению процессов регуляции функциональных систем организма, а также механизмов адаптации. В этом направлении установлены фундаментальные закономерности взаимоотношения местных и центральных механизмов регуляции кровообращения, тонуса сосудов, дыхания, гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной системы. Выявлена роль генов, контролирующих универсальные свойства нервной системы, связанные с процессами адаптации и обучения. Раскрыто важное значение вторичных внутриклеточных посредников в реализации генетической информации, детерминирующей деятельность нервной системы. Большое внимание стало уделяться изучению молекулярно-клеточных механизмов, лежащих в основе приспособительных реакций организма.

В настоящее время Институт физиологии им. И. П. Павлова — одно из крупнейших многопрофильных физиологических учреждений страны. Главное здание института находится в Санкт-Петербурге, однако б*ольшая его часть расположена в основанном И. П. Павловым научном городке в Колтушах, под Санкт-Петербургом. Научный городок с территорией около 100 га включает современные лабораторные здания, Павловский мемориальный комплекс, виварий и антропоидник, научную библиотеку, инфраструктуру обеспечения, жилой массив, парк. Институт располагает одной из крупнейших научных библиотек физиологического профиля, основанной в конце прошлого столетия в Физиологической лаборатории Российской академии наук.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики