ФЭНДОМ

Институт археологии Академии наук ведет свою родословную с Российской Императорской Археологической комиссии которая была создана в 1859 г.

Институт истории материальной культуры, а впоследствии Институт археологии возглавляли: в 1943-1948 гг. -акад. Б.Д. Греков, в 1948-1955 гг. - акад. А.Д. Удальцов, в 1956-1987 гг. - акад. Б.А. Рыбаков, в 1987-1991 гг. - акад. В.П. Алексеев, с 1991 г. по 2003 - д.и.н. Р.М. Мунчаев, с 2003 г. член-корр. РАН Н.А. Макаров.

Институт археологии РАН имеет отделы каменного века, бронзового века, классической археологии, скифо-сарматской археологии, славяно-русской археологии (с сектором археологии Москвы), теории и методики (с группами зарубежной археологии и физической антропологии), археологических сводов и карт, охранных раскопок, лаборатория естественнонаучных методов, группы средневековой археологии евразийских степей, изучения истории керамики, арктической археологии. В составе Института имеются реставрационная лаборатории, библиотека, архив рукописных материалов, а также мемориальный кабинет профессора В.Д. Блаватского. Отдел полевых исследований Институт археологии РАН выдает разрешения па все виды полевых археологических исследований в России и строго контролирует уровень проведенных работ.

В 1948 г. были проведены исследования за рубежом - в Монголии. Позднее, в шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы Институт развернул полевые исследования в Египте, Болгарии, Албании, Ираке, Афганистане, Венгрии, Монголии, Йемене, Сирии, на архипелаге Шпицберген. Из результатов работ этих экспедиций отметим открытие стоянок древнейшего человека на юге Аравии (Йемен), поселений ранних земледельцев в Северной Месопотамии (Ирак), храмового комплекса IV - III тыс. до н. э. в Сирии и царских погребений античного периода в Афганистане.

Начиная с 90-х годов Институт археологии РАН, переживает тяжелые времена. С помощью Российского Фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, Президиума РАН, а также некоторых спонсоров Институт продолжает, хотя и в ограниченных масштабах, экспедиционную деятельность. За минувшее пятилетие осуществлена компьютеризация всех подразделений Института и заметно усилилась издательская деятельность.

Издания Институт археологии РАНПравить

С 1940 г. до середины 70-х годов издавались монографии и сборники в серии "Материалы и исследования но археологии СССР". С 1937 по 1957 г. Институтом опубликовано 30 сборников "Советская археология". В 1957 г. на базе этого издания была начата публикация ежеквартального журнала "Советская археология" (СА), который в 1992 г. был переименован в "Российскую археологию "(РА). В числе периодических изданий Института надо отметить "Краткие сообщения Института истории материальной культуры о докладах и исследованиях"(КСИИМК), с 1957 г. - "Краткие сообщения Института археологии" (КСИА). С 1965 по 1986 г. Институт издавал ежегодник "Археологические открытия" (АО), содержавший краткую информацию о полевых исследованиях. В 1993 г. это издание было возобновлено. Сборники "Нумизматика и эпиграфика", последний из которых опубликован в 1999 г. Начиная с 60-х годов Институт публикует "Свод археологических источников". Издана "Археологическая карта России", над которой Институт начал работу в 90-е годы. Они посвящены археологии центральных областей России.

Особый интерес представляет фундаментальное издание "Археология СССР" в 20-ти томах (с 1993 г. - "Археология").

СсылкиПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики