ФЭНДОМ

Преамбула Править

Как и многие другие науки, имиджелогия делится на теоретическую ветвь (см. Имиджелогия: определение понятия) и на практическую (см. Имиджмейкинг). Первой занимаются специалисты, именуемые имиджеологами, второй - имиджмейкерами.

Имиджеолог Править

Специалист, занимающийся научной разработкой теории и практики имиджелогии, в отличие от имиджмейкера — практика, занимающегося непосредственным формированием имиджа объекта (человека, предмета, явления). Иногда такого специалиста - "теоретика" называют имиджологом, что по заключению лингвистов, специализирующихся в области словообразования (профессор Е.А. Земская), не адекватно нормам русского языка.

Имиджмейкер Править

Этим термином (от англ. image maker — создатель имиджа) в имиджелогии и в имиджмейкинге обозначают лицо, профессионально занимающееся формированием или коррекцией имиджа человека, предмета или явления.

Профессиональный имиджмейкер должен являться неотъемлемым элементом имиджмейкинга — технологического процесса, представляющего собой совокупность элементов и операций, предназначенных для реализации задачи по формированию имиджа объекта (человека, предмета, явления).

Профессиональный имиджмейкер должен обладать знаниями в областях психологии (и прежде всего — в сферах восприятия, коммуникации, сфер психики (сознания, подсознания ), нейролингвистического программирования), психотерапии, психоанализа, педагогики, в сферах дизайна, лингвистики, менеджмента, паблик рилейшнз и т. п.

Поскольку на момент подготовки данного издания не было известно о вузах, официально, на государственном уровне осуществляющих подготовку имиджмейкеров в нашей стране, то на этот период приемлемыми на роль имиджмейкера можно признать профессиональных психологов, специалистов по паблик рилейшнз, по рекламе. Однако в практике отечественного имиджмейкинга в качестве имиджмейкеров нередко выступают любители, так называемые интуитивные имиджмейкеры.

Этим термином следовало бы обозначить тех имиджмейкеров, которые занимаются данной деятельностью, не имея соответствующего образования хотя бы в смежных науках, таких как психология, педагогика, психотерапия и т. п. Обычно в качестве «интуитивных имиджмейкеров» выступают родители, воспитатели, секретари, референты и другие лица, а также те, кто осознает необходимость в формировании собственного имиджа, но не имеет возможности обратиться к профессионалу­-имиджмейкеру или же полагают, что для данной деятельности не нужны специальные знания (см. Автоформируемый имидж), в роли которых иногда подвизаются и сами прототипы имиджа (а в некоторых работах по имиджелогии такой вариант — «сам себе имиджмейкер», когда человек, формирующий свой имидж, делает это своими руками, — рассматривается как единственно подлежащий обсуждению в имиджелогии, с чем, разумеется, нельзя согласиться).

Основными объектами деятельности имиджмейкера являются: прототип, чей имидж формируется (человек, например, кандидат в депутаты, предмет, например, продаваемый товар, явление, например, образование в России), аудитория имиджа (будущие «носители» мнения о прототипе имиджа), иногда — лидер мнения, а также ближайшее окружение клиента.

Критерием эффективной работы имиджмейкера является достижение конечной цели формирования имиджа — образование аттракции, психологического притяжения аудитории имиджа к данному объекту. Например, если при формировании имиджа кандидата в… избиратели проголосовали за того прототипа имиджа, с которым работал данный имиджмейкер, то его работу следует признать удовлетворительной (по двухбалльной шкале: «удовлетворительно», «неудовлетворительно») или если покупатели стали более активно приобретать товар, после того как над его имиджем поработал имиджмейкер, то его работа тоже должна быть оценена положительно.

Если же имиджмейкер, поработав с клиентом, изменив те или иные его характеристики, вызвал изменение только в самоощущении клиента, но не изменил мнения о нем других людей, то такой имиджмейкер выступал в роли педагога, воспитателя, но не имиджмейкера, ибо имидж — это мнение об объекте, возникшее в психике определенной или неопределенной группы людей на основе образа, сформированного у них в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного — на основе восприятия уже оцененного кем­то образа (на основе восприятия мнения), сформированного в психике других людей. Иначе говоря, имидж — это не просто образ (допустим, образ политика), сформированный в психике других людей, а некое суждение об этом образе, некое мнение о нем, а не просто самоощущение.

В этой связи в практике нередко возникает вопрос: кому нужен и кому не нужен имиджмейкер?

Объективно имиджмейкер не нужен тому человеку, аттракция к которому со стороны определенной или неопределенной группы людей явно выражена, поскольку их мнение об этом человеке весьма и весьма положительное; то же самое можно говорить об имидже не человека, а предмета (товара) или организации. Иначе говоря, имиджмейкер не нужен тому, чей имидж высок и вполне устраивает и имиджмейкера, и клиента.

Однако есть люди, по отношению к которым подобной аттракции (притяжения других людей) определенно нет, но которые сами (субъективно) не видят необходимости в формировании своего имиджа, в формировании позитивного мнения о себе со стороны других людей. Такие люди на вопрос «Вы хотели бы, чтобы все, с кем Вы вступаете в профессиональное общение, были о Вас только положительного мнения?» отвечают отрицательно, хотя они уже знают (понимают и принимают) один из законов психологии профессиональной коммуникации: «Люди легче принимают позицию того человека, к которому положительно относятся, и, наоборот, труднее принимают позицию того человека, к которому у них отрицательное отношение». Какова причина их отказа от услуг имиджмейкера (если не учитывать материальные издержки)?

Таковых причин нежелания улучшать свой имидж, повышать психологическое притяжение к себе может быть несколько.

Во-­первых, это может быть вызвано гипертрофированно высоким мнением данного человека о самом себе («я настолько хороший, что нет необходимости в улучшении моего имиджа»), во-вторых, это может быть вызвано тем, что у человека резко занижена самооценка («да что Вы, все равно ничего из меня не получится»), в­-третьих, это может быть вызвано выраженным негативным отношением к людям вообще («а меня вовсе не интересует, что они там обо мне думают»), в-­четвертых, это может быть вызвано выраженным депрессивным состоянием человека (допустим, у него большое горе) или у него имеется иное психопатологическое состояние. При всех подобных состояниях имиджмейкер, видя необходимость в изменении имиджа этого человека, прежде всего должен выступать в качестве психотерапевта, психоаналитика, обладая при этом и знаниями по технике убеждения (а не только по технике доказывания своей правоты; ибо доказать — не значит убедить).

См. также Править

Имиджелогия как наука

Имиджелогия в сопоставлении с психологией и педагогикой

Ветви имиджелогической науки

Педагогическая имиджелогия

Имидж родителей

Политическая имиджелогия

Имидж политика

Профессиональная имиджелогия

Управленческая имиджелогия

Юридическая имиджелогия

Имиджелогия: организационное статуирование

Академия имиджелогии

Имидж: как это понимать с точки зрения практики?

Основной источник

Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 768 с.

Дополнительные источники

Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. Материалы Первого Международного симпозиума «Имиджелогия¬2003»/ Под ред. Е. А. Петровой. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003.

Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. Материалы Второго международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: 2004.

Имиджелогия-2005: феноменология, теория, практика. Материалы Третьего международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005.

Имиджелогия-2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга. Материалы Четвертого международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2006.

Имиджелогия – 2007: Имидж как феномен современной цивилизации: Материалы Пятого Международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2007.

Имиджелогия – 2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: Материалы Шестого Международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2008.

Известия Академии имиджелогии. Т. 1 / Под ред. Е. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005.

Известия Академии имиджелогии том П /Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2007.

--Александр Панасюк 08:59, 20 декабря 2008 (UTC); www.pan-alex-u.ru