ФЭНДОМ

Преамбула Править

В российском лексиконе данный термин появился на границе между первой и второй половиной 90¬х годов только что прошедшего века, т.е. не более десяти лет назад. Но если заглянуть в Интернет, то создастся впечатление о весьма и весьма широком его распространении как в научной, так и в практической областях деятельности в России. Правда, тот же обзор подобной информации свидетельствует о весьма разнообразном понимании и самого термина, и сущности явления, именуемого «имиджелогией».

Терминология Править

Имиджелогия — от лат.: image — имидж (образ) и logos — учение (наука); буквальный перевод: наука об имидже. Однако этот термин нередко употребляется с явным отступлением от буквального перевода (что не является исключительным явлением в научной терминологии вообще).

Определение имиджелогии по литературным источникам Править

«Это наука о технологии личного обаяния» [1] и «научно-технологическая дисциплина человековедческого жанра. Можно полагать, что состоялось конституирование этой новой отрасли теоретико­-прикладного знания. Интегрируя в себя около 10 научных дисциплин, она помогает людям компактно использовать столь солидный информационный банк для выстраивания достойных отношений в различных социумах, высвечивать свои личностно­-деловые качества, искусственно затенять свои недостатки, обретать психологическую уверенность в общении» [2].

Итак, полагается, что имиджелогия — это наука, которая к тому же уже конституировалась.

С тем, что это — наука, согласен и другой автор, утверждающий (хотя, как и некоторые другие, не доказывающий это), что имиджелогия — это «наука о построении имиджа, выделяющая основные аспекты обаятельного облика»[3], однако несколькими строками ниже автор, определяя имиджелогию, уже не ведет речь об имидже, а полагает, что цель имиджелогии как науки о человеке, о призвании и назначении человека — «самореализация личности, развитие ее активной гражданской позиции, как субъекта и деятеля, ответственного за свои дела и поступки перед самим собой, своим Отечеством и человечеством»[4]. Как видим, от первой части термина «имиджелогия» ничего не осталось.

Есть точка зрения, что имиджелогия вообще никакая не наука, а «комплексная практическая дисциплина, использующая отдельные результаты ряда наук, в том числе социальной психологии, культурологии и др., целью которой является создание методологического и методического оснащения для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа»[5].

Основания определения имиджелогии Править

Как представляется, определение имиджелогии должно формулироваться в зависимости от понимания центрального элемента — имиджа, который, в свою очередь, определяется тем, как это представлено на практике: имидж объекта (человека, предмета, явления) — это мнение об объекте, возникшее в психике определенной или неопределенной группы людей на основе образа (image), сформированного в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного — на основе восприятия уже оцененного кем­то образа (на основе восприятия мнения), сформированного в психике других людей[6].

И тогда имиджелогия может быть определена следующим образом: это наука не просто об имидже, а о формировании имиджа, точнее — о формировании мнения у какой­-либо группы людей (аудитории имиджа) о том или ином объекте (о человеке, предмете, явлении) на основе сформированного у них образа этого объекта.

Так определяется понятие "имиджелогии".

Но каков её социальный статус? Иначе говоря, главный вопрос на сегодняшний период её развития: имиджелогия — это наука или не наука (а, предположим, искусство, практическая деятельность…)? Ответ на этот вопрос см. в Имиджелогия как наука

См. также:

Имиджелогия в сопоставлении с психологией и педагогикой

Имиджелогия и её специалисты

Ветви имиджелогической науки

Педагогическая имиджелогия

Имидж родителей

Политическая имиджелогия

Имидж политика

Профессиональная имиджелогия

Управленческая имиджелогия

Юридическая имиджелогия

Организационное статуирование имиджелогии

Академия имиджелогии

Имидж: как это понимать с точки зрения практики?

Основной источник:

Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь - М.: РИПОЛ классик, 2007. 768 с.

Дополнительная литература:

Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. Материалы Первого Международного симпозиума «Имиджелогия¬2003»/ Под ред. Е. Петровой. М.: РИЦ АИМ.  «Альфа» МГОПУ им. М.  А. Шолохова, 2003.

Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. Материалы Второго международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2004. 

Имиджелогия-2005: феноменология, теория, практика. Материалы Третьего  международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005.

Имиджелогия-2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга. Материалы  Четвертого международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2006.

Имиджелогия – 2007: Имидж как феномен современной цивилизации: Материалы Пятого Международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2007.

Имиджелогия – 2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: Материалы Шестого Международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2008.

Известия Академии имиджелогии. Т. 1 / Под ред. Е.  А. Петровой. М.: РИЦ АИМ,2005.

Известия Академии имиджелогии том П /Под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2007

Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998.

Браун Л. Имидж — путь к успеху. СПб.: Питер, 2000.

Васюкова И. А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ¬ПРЕСС, 1998.

Зазыкин В. Г., Белоусова И. Э. Психологические характеристики эффективного политического имиджа. М., 1999.

Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М.: Ось¬89, 2002.

Нефедова И., Власова Е. Я и мой имидж. М.: ЭКСМО¬Пресс, 1997.

Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия: РИПОЛ классик, 2004.

Панасюк А. Ю. Я — Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. М.: Дело, 2004.

Перелыгина Е. Б. Механизмы функционирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. М.: Интеллект¬Центр, 2003.

Перелыгина Е.Б. Оптимизация процесса формирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. М.: Интеллект¬Центр, 2003.

Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.

Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Рефл­бук; К.: Ваклер, 2002.

Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997.

--Александр Панасюк 09:02, 20 декабря 2008 (UTC) (UTC)www.pan-alex-u.ru