ФЭНДОМ

Wiki letter w
Для улучшения этой статьи желательно?:

Иван Прокофьевич Шарапов (24 октября 1907, село Курдюки Ингжавинского района Тамбовской области в крестьянской семье — 10 августа 1996, Москва) — российский геолог (специалист по математическим методам в геологии и изучению элементов-примесей в рудах), диссидент.

Образование Править

Окончил Среднеазиатский индустриальный институт (горный факультет) в 1934. Кандидат геолого-минералогических наук (1947; тема диссертации: «Новые пути в разведке и оценке золотых россыпей»). Доктор геолого-минералогических наук (1987; тема диссертации: «Системный подход к геологии»).

Идеологический активист Править

В 1922 вместе с двумя товарищами организовал волостную ячейку комсомола. Учился в тамбовской губернской совпартшколе (поступил в 1923, окончил в 1927), одновременно был бойцом отряда чрезвычайного назначения (ЧОНа).

С 1928, одновременно с учёбой в институте, был преподавателем исторического материализма и политической экономии в техникуме, обществоведения в школе. В 1932 написал письмо М. Горькому в Италию с вопросом, почему общество перерождается, и с констатацией того, что люди уже не те энтузиасты, какими они недавно были, что растет озлобление, бездуховность, эгоизм, в комсомоле развивается демагогия, карьеризм. В ответ Горький подверг позицию автора резкой критике и переслал письмо в ЦК партии. В том же году прекратил общественную работу и преподавание, сосредоточившись на геологии.

Геологическая деятельность Править

Ещё во время учёбы в институте работал в геологических экспедициях — на Гиссарском хребте (в Таджикистане), в южной Киргизии, в западной части Копетдага (Туркмения). На последнем курсе был начальником Керминской геологической партии (западные отроги Зеравшанского хребта в Узбекистане).

После окончания института работал в одном из отрядов Таджико-Памирской экспедиции. Ему удалось найти залежи сурьмы близ озера Маргузор к югу от Пенджикента (месторождение Буз-и-Нова). В 1935 опубликовал первую научную работу о вельдских отложениях в Кызылкумах. В 1935—1937 совместно с женой (она окончила тот же институт в 1935) разведал соляную гору Жоджа-и-Кан на юге Узбекистана, близ города Шерабад. В этот же период опубликовал несколько литературных очерков, в частности одну из первых записей узбекского эпоса «Алпамыш».

В 1937 он и его жена стали сотрудниками Таджикской базы АН СССР. Работали в Узбекистане, открыли первое и единственное до сих пор в СССР месторождение очень хороших кристаллов прозрачного гипса. Находка была описана ими в четырех научных статьях (1937—1940).

В 1938 занимался поисками пьезокварца для нужд наркомата авиапромышленности на Полярном Урале. Был обвинён органами НКВД в том, что построил пять складов, которые могли быть использованы беглыми заключёнными. Однако начальник экспедиции смог, по-видимому, защитить его. Позднее писал в мемуарах, что «Смерть пронеслась мимо, обдав меня ледяным дыханием».

В 1939 проводил разведку и добычу мориона (черного кварца) на Волыни, а в 1940 вёл поиски горного хрусталя (бесцветный, прозрачный пьезокварц) в районе приисков Якутзолото (бассейн Алдана). В 1941 снова работал на Полярном Урале, в 1941—1944 — на Ленских золотых приисках, руководил геологической разведкой на Дальнетайгинском прииске. С 1943 — начальник геолого-поисковой экспедиции на реке Токо (система Олекмы) в Якутии.

В 1944—1947 работал в Бодайбо, приводя в порядок подсчеты запасов по всему тресту Лензолото. Вступил в конфликт с руководством треста, направив докладную записку в Госкомитет Обороны СССР. Полагал, что трест занимается «хищнической» деятельностью, снимая «сливки» с месторождений, а более бедные участки при этом заваливались пустой породой. Кроме того, предложил отменить инструкцию, которая способствовала разбазариванию добытого золота. В результате был вынужден оставить практическую геологию и перейти на преподавательскую деятельность.

Научно-педагогическая деятельность Править

В 1947—1948 — преподаватель минералогии в Иркутском горно-металлургическом институте. В 1948—1950 — заведующий кафедрой разведочного дела в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте. В 1950—1955 — доцент Донецкого индустриального института. В 1955—1958 — заведующий кафедрой поисков и разведки Пермского государственного университета.

Одним из основных направлений научной деятельности было применение математических методов в геологии (один из основоположников «математической геологии» в СССР, читал курс математизации методики геологической разведки). Термин «математическая геология» означает использование в геологии методов теории вероятностей и других математических наук — геометрии, алгебры, теории множеств, топологии и т. п.

Также изучал проблему элементов-примесей в рудах. Считал, что «хищничество» проявляется не только в добыче золотоносных песков, но и в добыче многих других полезных ископаемых и в использовании последних: «Примеси есть почти во всех рудах и они почти полностью теряются. Так, в фосфоритах есть редкие земли, в угле — германий, в нефти — гелий, сера, в молибденовой руде — рений и. т. д. и т. п. И все это не просто гибнет, но и губит все живое, отравляет почву, леса, реки, воздух. Люди страдают от ртути, мышьяка, таллия, урана и т. д.». Ещё во время работы в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте у него «сложилась картина всеобщего экологического преступления и хищничества и укрепилось намерение бороться с этим злом».

Суд, тюрьма, лагерь Править

В 19561957 написал большую работу (10 тетрадей) о социальном строе в нашей стране, уделив особое внимание новому классу (номенклатуре). Все 10 тетрадей передал на хранение знакомым, но вскоре органы стали более усиленно следить за ним и его перепиской. Направлял письма советским писателям, в которых высказывал мысли о том, что народ выше партии, что аппарат ЦК, сформировавшийся при Сталине, нарушает решения ХХ съезда и т. д.

В январе 1958 был исключен из партии за несогласие с ее политикой. Арестован в феврале 1958, осужден по ст. 58, п. 10 УК РСФСР. Был подвергнут нескольким психиатрическим экспертизам, вначале был признан невменяемым, но затем — вменяемым (в Институте им. Сербского). Его книга об элементах-примесях в рудах была уничтожена (почти весь тираж сожжён) в 1958, причём её экземпляры отбирались у студентов, аспирантов и преподавателей Пермского университета.

7 октября 1958 состоялся суд, на котором был приговорён к 10 годам лишения свободы, ему была запрещена преподавательская деятельность в течение трех лет, он был лишён избирательных прав на 5 лет. На суде вел себя жёстко: «Когда прокурор сказал, чтобы я не прикидывался дурачком, отрицая свою виновность, я возбужденно ответил ему, что дурак не я, а он и что со временем его самого будут судить». По решению суда, его «преступная деятельность» включала:

  • обвинения в лакировке действительности, содержащиеся в семи письмах, отправленных ряду советских писателей;
  • написание книги о номенклатуре (в 1956);
  • антисоветские разговоры.

11 декабря 1958, после подачи кассации, был вынесен новый приговор судом второй инстанции: 8 лет лишения свободы, запрет на преподавательскую деятельность в течение 5 лет, лишение избирательных прав на 5 лет. В 1958—1961 находился в местах заключения: тюрьма МВД в Перми, тюрьма КГБ в Перми, тюрьмы в Кирове, Вологде, Москве, психбольница в Перми, Институт им. Сербского и в семи лагпунктах Дубровлага в Мордовии.

Нелегально передал письмо старой большевичке Е. Д. Стасовой с просьбой о пересмотре дела. В результате вышло постановление Верховного Суда РСФСР о сокращении срока лишения свободы (до 3,5 лет лишения свободы)

После лагеря Править

28 августа 1961 был освобождён и переехал в Москву к дочери. В 1964 судимость была снята (полностью реабилитирован в сентябре 1989).

В 1961—1965 — старший научный сотрудник Пермского НИИ угольной промышленности. В этот период работал над рукописью по математизации геологии. В 1965 книга вышла в свет под названием: «Применение математической статистики в геологии». Позднее (в 1968) она была переведена и переиздана в Румынии, а затем, в 1971 — снова издана в Москве (в переработанном виде).

В 1965—1967 — доцент Ульяновского педагогического института. Читал курс геологии для студентов-географов. Организовал научное студенческое общество по геологии, начал с ним работу. Писал работу по метагеологии («науке о науке», то есть науки о структуре, методах и законах развития геологии). В 1966 послал в Австралию (в библиотеку в Сиднее) свою книгу по математизированной геологии, причём в сопроводительном письме я сообщал, что книга писалась в условиях информационного вакуума и что поэтому в ней могут быть промахи. За «компрометацию» советской власти был помещён в психиатрический диспансер, а затем уволен из института «по достижении пенсионного возраста».

В 1967—1968 неофициально читал лекции по математизации геологии в Ташкентском политехническом институте студентам, а также геологам на курсах повышения квалификаций и научным сотрудникам институтов гидрогеологии и сейсмологии в Ташкенте. В 1969—1970 ездил в разные экспедиции читать лекции по математизации геологии.

В 1970 вместе с женой переехал в Москву. В 1971 проводил семинар по математизации геологии в Воркуте, затем в Ташкенте, Свердловске, Ялте и т д. С 1971 работал над составлением геохимического дескрипторного словаря. Переписывался с лагерными друзьями, общался с правозащитниками и диссидентами: П. Г. Григоренко, Р. А. Медведевым, А. А. Зиновьевым и другими. В 1976 вышел на пенсию.

Докторская диссертация и последние годы жизни Править

Написал пять вариантов докторской диссертации::

  • Новые пути в методике поисков и разведки (1954);
  • Элементы-примеси в рудах и их разведка (1957);
  • Математизация методики разведки (1964);
  • Применение математической статистики в геологии (1966);
  • Системный подход к геологии (1980).

Однако ему несколько раз отказывалось в защите. Только в 1986 ему удалось защититься в Институте геофизики Сибирского отделения АН СССР, в 1987 Высшая аттестационная комиссия (ВАК) утвердила это решение. Продолжал научную деятельность и после присвоения докторской степени.

Увлекался афористикой — учением об афоризмах. Составил «Энциклопедию мысли», «Краткую энциклопедию мысли для учителей», «Мудрые мысли Армении, Грузии, Азербайджана и Курдистана», «Истоки гуманизма» и ряд других работ. В конце жизни получил возможность опубликовать ряд своих научных работ (в частности, в издательстве Пермского университета была опубликована его книга, уничтоженная в 1958). Кроме того, вышли в свет его мемуары «Одна из тайн КГБ».

Некоторые труды Править

  • Применение математической статистики в геологии. М., Л., 1971. издание 2-е.
  • Метагеология. Некоторые проблемы. М., 1989.
  • Одна из тайн КГБ (К истории инакомыслия в советской России). М., 1990.
  • Краткая энциклопедия афоризмов. М., 1990.
  • Вечера в лесной избушке. 1992
  • Элементы-примеси в рудах, их опробование и подсчет запасов. Пермь, изд-во Пермского университета, 1994. (рукопись подготовлена в 1957).

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики