ФЭНДОМ

Aivazovsky portrait by Tyranov

Портрет И. Айвазовского работы А. Тырянова (1841)

Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (Ованес Айвазян) (29 июля 18172 мая 1900) — всемирно известный российский художник-маринист, коллекционер, родился в Феодосии (Крым).

Биография Править

Родился в семье армянского купца. Брат армянского историка Гаврила Айвазовского. Детство его проходило в бедности, однако благодаря своему таланту он был зачислен в симферопольскую гимназию, а затем и в Академию художеств Санкт-Петербурга; учился у М. Н. Воробьева и Ф. Таннера.

В дальнейшем, получая пенсию Академии художеств, жил в Крыму (1838-40) и Италии (184044), посетил Англию, Испанию, Германию, позже путешествовал по России, Ближнему Востоку, Африке, Америке.

В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба, а с 1847профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

Файл:Ivan Aivazovsky - Storm.jpg

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880). Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).

На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

Умер и похоронен в 1900 году в Феодосии. По завещанию его картинная галерея перешла в дар Феодосии. Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина.

Галерея Править

Библиография Править

  • Aivazovsky. Leningrad, Aurora Art Publishers, 1989.
  • Иван Константинович Айвазовский. Издательство «Искусство», Москва, 1965.
  • Игорь Долгополов, Мастера и шедевры. Издательство «Изобразительное Искусство», Москва, 1987.
  • Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство «Советская Энциклопедия», Москва, 1986.
  • Айвазовский. Документы и материалы. — Ереван, 1967.
  • Барсамов Н. С. И. К. Айвазовский. 1817—1900. — М., 1962.
  • Вагнер Л., Григорович Н. Айвазовский. — М., 1970.

Фильмография Править

В 2000 году Русский музей и студия «Квадрат фильм» создали фильм «Иван Айвазовский».

Ссылки Править

da:Iwan Konstantinowitsch Aiwasowski de:Iwan Konstantinowitsch Aiwasowski en:Ivan Aivazovsky fi:Ivan Aivazovski fr:Ivan Konstantinovitch Aivazovsky gl:Iván Aivazovsky hy:Հովհաննես Այվազովսկի it:Ivan Konstantinovich Aivazovsky la:Ivan Aivazovsky nl:Ivan Aivazovski pl:Iwan Ajwazowski pt:Ivan Konstantinovich Aivazovskii sl:Ivan Konstantinovič Ajvazovski uk:Айвазовський Іван Костянтинович

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики