Wikia

Наука

Ибн Сина

Обсуждение0
14 819статей на этой вики
Файл:Avicenna Persian Physician.jpg

Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Сина (узб.- Abu Ali Ibn Sino), (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا — abu ali hossein ebn-e abdâllah ebn-e sinâ), Ибн Сина (перс. بن سینا — ebn-e sinâ — отсюда «Авиценна»; родился в кишлаке Афшона близ Бухары, умер 16 августа 980 — Хамадан, 18 июня 1037) — знаменитый среднеазиатский философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских и даилемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. В Европе известен под латинизированным именем Авице́нна

В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния.

Биография Править

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 13-14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».

В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары Нуха ибн Мансура.

В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Ибн Сина был ученый, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных ему отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Книга исцеления Править

  • Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине Править

Файл:Canons of medicine.JPG

Основные медицинские произведения Ибн Сины:

  • «Канон врачебной науки» («ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык.
  • «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
  • «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
  • «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
  • «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
  • «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
  • «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
  • «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
  • «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
  • «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
  • «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
  • «Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

Философия Править

Файл:Hamadan1.jpg
Файл:Avicenna Mausoleum interior.jpg

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Ему же принадлежат стихотворения на персидском языке, большей частью в форме рубаи.

Астрономия Править

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-ль-Вафа и аль-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

Литература Править

Сочинения

  • Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. Сталинабад, 1957.
  • Ибн Сина. Канон врачебной науки. В 5 т. Ташкент, 1956-60.
  • Ибн Сина. Математические главы «Книги знания». Душанбе, 1967.
  • Ибн Сина. Послание о любви. Тбилиси: Мецниереба, 1976.
  • Ибн Сина. Избранное. М.: Книга, 1980.
  • Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980.
  • Аль-Бируни и Ибн-Сина. Переписка. Таш­кент: Фан, 1973.

О нём

  • Ахадова М. А. Арифметическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Геометрическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Учёные записки Бухарского госпединститута, 12, 1964.
  • Джибладзе Г. Н. Системы Авицены: Абу Али Ибн-Сина. Экзотерический очерк. (Некоторые обобщения и материалы). Тбилиси, 1986.
  • Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе, 1985.
  • Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина: Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.
  • Лютер И. О. Метафизика Ибн Сины: угол — отношение, качество, положение или всё-таки количество? Историко-математические исследования, 8(43), 2003, с. 278—302.
  • Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981.
  • Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.
  • Gardet L. La pense religieuse d Avicenne (Ibn Sina). Paris, 1951.
  • Morewedge P. The metaphysica of Avicenna. London, 1973.

Ссылки Править

<span id="interwiki-fr-fa" />ar:ابن سينا arz:ابن سينا az:İbn Sina ba:Әбүғәлисина bat-smg:Avėcena be:Авіцэна bg:Авицена bn:ইবন সিনা br:Avisenna bs:Ibn Sina ca:Avicenna cs:Avicenna cy:Avicenna da:Avicenna de:Avicenna el:Αβικέννας en:Avicenna eo:Aviceno es:Avicena et:Ibn Sīnā eu:Avizena fa:ابوعلی سینا fi:Avicenna fr:Avicenne gan:伊本·西那 gl:Avicena he:אבן סינא hif:Avicenna hr:Ibn Sina hu:Avicenna hy:Ավիցեննա id:Ibnu Sina is:Avicenna it:Avicenna ja:イブン=スィーナー ka:იბნ სინა ko:이븐 시나 ku:Ibn Sîna ky:Авиценна la:Avicenna lt:Avicena ml:ഇബ്നു സീന ms:Abu Ali Al-Hussain Ibn Abdallah Ibn Sina mwl:Avicena nl:Avicenna no:Avicenna oc:Avicena pl:Awicenna ps:ابن سينا بلخي pt:Avicena ro:Avicenna sah:Ибн Сина sh:Ibn Sina simple:Avicenna sk:Avicenna sl:Ibn Sina sr:Ибн Сина su:Ibnu Sina sv:Avicenna sw:Ibn Sina ta:இபின் சீனா te:ఇబ్నె సీనా tg:Абӯалӣ Сино th:อวิเซนนา tr:İbn-i Sina ug:ﺋﯩﺒﯩﻦ ﺳﯩﻨﺎ uk:Авіценна ur:ابن سینا uz:Abu Ali ibn Sino vi:Avicenna war:Avicenna zh:伊本·西那

Викия-сеть

Случайная вики