ФЭНДОМ

Файл:Golden Horde 1389.svg
Золотая Орда (Улус Джучи) — государство с центром в нижнем Поволжье, основанное в 1243 монгольским ханом Батыем (12371255), сыном Джучи, внуком Чингисхана. До 1266 ханы Золотой Орды признавали власть Великого Хана в Каракоруме, а затем и в Ханбалыке (Пекин). Основную массу кочевого населения Золотой Орды составляли половцы (кыпчаки). Оседлое население — волжские булгары, мордва, марийцы, хорезмийцы. С 1312 — исламское государство. Исчезло в XVI веке.

Территория Золотой Орды, контроль за территорией Править

Власть ханов Золотой Орды охватывала территорию значительной части современной России (кроме Восточной Сибири, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера), северный и западный Казахстан, Украину, часть Узбекистана (Хорезм) и Туркмении. Русские княжества непосредственно не управлялись Золотой Ордой. Чиновники Орды, баскаки, собирали дань на русских территориях, но позднее эта функция была передана подвластным русским князьям. Для удержания русских земель в повиновении и в грабительских целях татарские отряды совершали частые карательные походы на Русь. Только в течение второй половины 13 века было четырнадцать таких походов. На юге в Азии Золотая орда граничила с Чагатайским (Джагатайским) улусом.

Административное деление Править

Столицей Золотой Орды при Батые стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани); в первой половине XIV века столица перенесена в Сарай-Берке (основан ханом Берке (12551266), близ современного Волгограда).

Золотая Орда была многонациональным и многоукладным государством. Крупными центрами главным образом караванной торговли были Сарай-Бату, Сарай-Берке, Ургенч, в крымских городах Судак, Каффа, Азак (Азов) на Азовском море и др. находились генуэские торговые колонии.

Во главе государства стояли потомки Чингисханаторе. В особо важных случаях политической жизни созывались всенародные собрания - курултаи. Государственными делами руководил первый министр (бекляре-бек — князь над князьями), которому подчинялись министры — везиры. В города и подчинённые им области посылались полномочные представители — даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с даругами назначались военачальники — баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, так как военные и административные должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, принцы (огланы), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойонов) и тарханов выходили основные командные кадры войска — темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие военное содержание, добычу и т. д.).

Торговля Править

Торговые колонии генуэзцев в Крыму (капитанство Готия) и в устье Дона использовались Ордой для торговли сукном, тканями и льняным холстом, оружием, женскими украшениями, ювелирными изделиями, драгоценные кам­нями, пряностями, ладаном, мехами, кожей, медом, воском, солью, зерном, лесом, рыбой, икрой, оливковым маслом.

Золотая Орда сбывала генуэзским купцам рабов и добычу, захваченную ордынскими отрядами во время военных походов.

Из крымских торговых городов начинались торговые пути, ведущие как в южную Европу, так и в Среднюю Азию, Индию и Китай. Торговые пути, ведущие в Среднюю Азию и Иран, проходили по Волге.

Падение Золотой Орды Править

Уже при своём образовании Золотая Орда делилась на улусы, принадлежавшие 14 сыновьям Джучи: 13 братьев были полусамостоятельными государями, подчинявшимися верховной власти Батыя.

После убийства хана Джанибека в 1357 началась смута, свидетельствовавшая о начале распада единого государства. С 1357 по 1380 на золотоордынском престоле перебывало более 25 ханов.

В 1360—1370-е фактическим правителем стал темник Мамай. В начале 1360-х от Золотой Орды отпал Хорезм, а в 1362 литовский князь Ольгерд захватил земли в бассейне реки Днепр, отделилась Астрахань. Мамаю пришлось, кроме того, столкнуться с усилившимся союзом русских княжеств во главе с Москвой. Попытка Мамая путём организации огромного грабительского похода вновь ослабить Русь привела к разгрому татар объединёнными русскими войсками в Куликовской битве 1380.

При хане Тохтамыше (138095) прекратились смуты, и центральная власть стала контролировать основную территорию Золотой Орды. Тохтамыш в 1380 разгромил войско Мамая на реке Калке, в 1382 пошёл на Москву, которую захватил обманом и сжёг. После укрепления своей власти он выступил против Тамерлана. В итоге ряда опустошительных походов Тамерлан разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке, ограбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесён удар, от которого она уже не смогла оправиться.

В начале 20-х гг. XV века образовалось Сибирское ханство, в 40-е гг. — Ногайская Орда, затем возникли Казанское ханство (1438) и Крымское ханство (1443), а в 60-е гг. — Казахское, Узбекское ханства, а также Астраханское ханство. В XV веке значительно ослабла зависимость Руси от Золотой Орды. В 1480 Ахмат, хан Большой Орды, являвшейся некоторое время преемницей Золотой Орды, пытался добиться повиновения от Ивана III, но эта попытка окончилась неудачно. В 1480 русский народ окончательно освободился от татаро-монгольского ига. Большая Орда прекратила существование в начале XVI века.

Ханы Золотой Орды Править

  • Мамай (13611380) — беклярибек (не был прямым потомком Чингиз-Хана, то есть не чингизид), правил от имени
  • АбдУллах (13611370)
  • Гийас ад-Дунийа ва-д-Дин Мухаммад Булак (13701377)
  • Тулак (13771380)

Наследники Золотой Орды Править

Крымское, Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, и Ногайские орды, кочевавшие на территории от Дуная до Иртыша, были наследниками Золотой Орды. Вплоть до 18 века продолжались разорительные набеги крымских татар и ногаев на пограничные территории России и Польши.

Альтернативные теории Править

В наше время ряд историков ставит под сомнение возможность монгольского нашествия на Русь[источник?]. Современный российский писатель Александр Бушков в своей работе[1] приводит убедительные аргументы в пользу того, что монгольское иго на Руси не существовало. Согласно его теории существовало двуязычное христианское русско-тюркское союзное государство, а войны между Русью и Ордой — междоусобные войны между феодалами. При этом он ссылается на работы Татищева и Лызлова, а также на различные письменные источники, как признаваемые, так и отвергаемые сторонниками официальной теории.

Сноски Править

  1. Россия, которой не было

Литература Править

  • Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. М.-Л., 1950.

Внешние ссылки Править

Россия которой не было А. Бушков

Шаблон:Монголо-татарское нашествие 1237-42

орда возрождается глубоко в манголии

bg:Златна орда bs:Zlatna horda de:Goldene Horde en:Golden Horde es:Horda de Oro fi:Kultainen orda fr:Horde d'Or ga:An Mathshlua Órga hu:Arany Horda it:Khanato dell'Orda d'Oro ja:ジョチ・ウルス ko:킵차크 한국 lt:Aukso orda mn:Алтан Ордын улс nl:Gouden Horde pl:Złota Orda pt:Canado da Horda Dourada ro:Hoarda de Aur sr:Златна Хорда sv:Gyllene horden tr:Altın Orda Devleti tt:Altın Urda uk:Золота Орда vi:Kim Trướng hãn quốc zh:金帳汗國