ФЭНДОМ

Зенон из Элеи (греч. Ζήνων) (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Парменида. См. также Элея.

Знаменит своими апориями (парадоксами), доказывающими невозможность движения, пространства и множества. Работы Зенона дошли до нас в изложении Аристотеля и комментариев к нему Симпликия.

Развивал учение Парменида о едином, отрицая познаваемость чувственного бытия, множественность вещей и их движения и доказывая немыслимость чувственного бытия вообще. Аристотель считал Зенона основателем диалектики, так как он одновременно много занимался установлением противоречий и, по-видимому, полагал, что истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений (есть указания на то, что Зенон излагал своё учение в диалогической форме). Зенон известен знаменитыми парадоксами (апориями).

Аргументы Зенона привели к кризису древнегреческой математики, преодоление которого было достигнуто только атомистической теорией Демокрита. Основная мысль апорий Зенона (как и Парменида) состоит в том, что прерывность, множественность, движение характеризуют картину мира, как она воспринимается чувствами. Диалектика Зенона основывалась на постулате недопустимости противоречий в достоверном мышлении: появление противоречий, возникающих при предпосылке мыслимости множественности, прерывности и движения, рассматривается как свидетельство ложности самой предпосылки и в то же время свидетельствует об истинности противоречащих ей положений о единстве, непрерывности и неподвижности мыслимого (а не чувственно воспринимаемого) бытия.

Критику аргументов Зенона с позиций идеалистической диалектики дал Гегель. Апории Зенона явились важнейшим этапом на пути развития античной диалектики. Они оказали существенное влияние и на развитие философии в новое время, в частности на философское обоснование математики.

Парадоксы Зенона Править

Ссылки Править

Философы / Античные философы / Досократики
Милетская школа

Фалес Милетский · Анаксимандр · Анаксимен

Пифагорейцы

Пифагор · Алкмеон · Филолай · Архит

Элеаты

Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс

Атомисты

Левкипп · Демокрит

Софисты

Протагор · Продик · Горгий · Гиппий · Критий

Вне школ

Гераклит · Анаксагор · Эмпедокл · Диоген Аполлонийский 

bg:Зенон от Елея

bn:এলেয়া-র জিনো bs:Zenon ca:Zenó d'Elea cs:Zenon z Éleje da:Zenon fra Elea de:Zenon von Elea en:Zeno of Elea es:Zenón de Elea eu:Zenon Eleakoa fi:Zenon Elealainen fr:Zénon d'Élée he:זנון מאלאה is:Zenon frá Eleu it:Zenone di Elea ja:ゼノン (エレア派) lt:Zenonas Elėjietis nl:Zeno van Elea nn:Zenon no:Zenon fra Elea pl:Zenon z Elei pt:Zenão de Eléia ro:Zenon din Eleea sh:Zenon iz Eleje simple:Zeno of Elea sl:Zenon sv:Zenon från Elea uk:Зенон Елейський zh:埃利亚的芝诺

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики