Фэндом

Наука

Задонщина

22 246статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Файл:Zadonxhina-u.jpg
«Задонщина» (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» и др.) — памятник древнерусской литературы конца XIVXV вв. Рассказывает о победе русских войск, возглавлявшихся великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая.
Файл:Zadonxhina-s.jpg
Куликовская битва произошла на Куликовом поле 8 сентября 1380. Точная дата создания «Задонщины» неизвестна: она могла быть написана между датой самой битвы и концом XV века, к которому относится самый ранний сохранившийся список (Кирилло-Белозерский). В рукописи упоминается брянский боярин, впоследствии священник в Рязани, Софония — вероятный автор повести.
Файл:Zadonxhina-i1.jpg
«Задонщина» в списке XVII векa была впервые опубликована в 1852 году В. М. Ундольским и сразу была воспринята как литературное подражание «Слову о полку Игореве»: отдельные ее выражения, образы, целые фразы повторяли и переделывали соответствующие образы, пассажи и выражения «Слова», применяя их к рассказу о победе русских войск над татарами за Доном на Куликовом поле. Все шесть ныне известных списков «Задонщины» дают крайне искаженный текст, и точное восстановление первоначального вида произведения — сейчас задача едва ли возможная. Не вполне ясно и текстологическое соотношение сохранившихся списков Задонщины: спорят о том, представляет ли собой «краткая редакция» (отражённая в Кирилло-Белозерском списке) изначальную версию или, напротив, впоследствии сокращённую.
Файл:Zadonxhina-i2.jpg
В конце XIX века французский славист Луи Леже выдвинул гипотезу, согласно которой «Слово о полку Игореве» создано мистификатором XVIII века по образцу «Задонщины» (а не наоборот). Так как связь «Задонщины» со «Словом» вне сомнений, то версию Леже приняли все без исключения последующие сторонники версии о поддельности «Слова» (А. Мазон и его группа, А. А. Зимин, К. Трост и его группа, Э. Кинан). Тем не менее лингвистическими исследованиями Р. О. Якобсона, Л. А. Булаховского и других показано, что язык «Задонщины» имеет больше новых черт, чем язык «Слова»; А. А. Зализняк продемонстрировал, что независимые и параллельные «Слову» части «Задонщины» резко различны по синтаксическим параметрам (в то время как «Слово» по этому признаку однородно). Литературоведы отмечали, что пассажи в «Задонщине», параллельные «Слову», не всегда логично вписываются в повествование и содержат много несообразностей, легко объяснимых при традиционном подходе, но маловероятных при версии о вторичности «Слова».

Рукописи «Задонщины» Править

  • У или M3 — ГБЛ, собр. Ундольского, № 632 (пространная редакция, в сборнике начала 1660-х);
  • И-1 или M2 — ГИМ, собр. Музейское, № 2060 (пространная редакция, начало утрачено, в сборнике 1530-х — 1540-х гг.);
  • И-2 или M1 — ГИМ, собр. Музейское, № 3045 (фрагмент пространной редакции из середины произведения, в сборнике конца XV — начала XVI вв.);
  • Ж — БАН, собр. Жданова, № 1.4.1 (фрагмент пространной редакции из начала произведения, в сборнике второй половины XVII в.);
  • К-Б или L — РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, № 9/1086 (краткая редакция, в сборнике 1470-х — 1480-х гг.);
  • С или M4 — ГИМ, собр. Синодальное, № 790 (пространная редакция, но сходная с К-Б; в сборнике середины XVII в.);
  • и несколько строк выписаны (в XVI в.) на чистом листе Минеи служебной на декабрь месяц (РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, № 382/639).

(Первые варианты обозначений приняты в отечественной литературе, вторые использованы в публикации Яна Фрчека.)

Некоторые публикации Править

  • Jan Frček. Zádonština: staroruský žalozpěv o boji Rusů s Tatary r. 1380. Rozprava literárně dějepisná. Kritické vydání textů // Práce Slovanského Ústavu v Praze. Svazek XVIII, 1948. (Опубликованы и сопоставлены пять рукописей.)
  • «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания «Слова» / под ред. Д. С. Лихачева и Л. А. Дмитриева. М.—Л.: Наука, 1966. (Опубликованы все шесть рукописей.)
  • Сказания и повести о Куликовской битве / Л. А. Дмитриев, О. П. Лихачева (подг. текста), в серии «Литературные памятники». Л.: Наука, 1982. (Сводный текст.)
  • Сборник «Задонщина». (Задонщина. Летописная повесть о побоище на Дону. Сказание о Мамаевом побоище.) М.: Художественная литература, 1982. (Сводный текст. Роскошный подарочный том с иллюстрациями Ильи Глазунова.)
  • Памятники куликовского цикла / под ред. Б. А. Рыбакова. Спб.: РАН, Институт российской истории; Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 1998. ISBN 5-86789-033-3. (Опубликованы четыре наиболее сохранившиеся рукописи.)

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики