ФЭНДОМ

Иван Фёдорович Жданов
Иван Жданов
Дата рождения:

16.1.1948

Место рождения:

с. Усть-Тулатинка, в Чарышском районе, Алтайский край

Род деятельности:

поэт

Направление:

метареализм

Премии:
Награды:

Медаль Пушкина

http://www.ivanzhdanov.com

Ива́н Фёдорович Жда́нов (род. 16 января 1948, с. Усть-Тулатинка Алтайского края) — русский поэт.

Биография Править

Родился 16 января 1948 года в селе Усть-Тулатинка Чарышского района Алтайского края, одиннадцатый ребёнок в семье крестьянина, раскулаченного и сосланного на Алтай. Когда Ивану было 12 лет, семья переехала в Барнаул, и в 16 лет Жданов пошёл работать на завод «Трансмаш». Закончил вечернюю школу. Учился на факультете журналистики МГУ, исключён, завершил учебу в Барнаульском пединституте.

Активно участвовал в неофициальной литературной жизни Москвы, начиная с 1975 года (совместное выступление в ЦДРИ Жданова, Александра Ерёменко и Алексея Парщикова, представленных Константином Кедровым). Первая публикация в газете «Молодёжь Алтая» в 1967 году. Первая книга «Портрет» принесла Жданову всесоюзную славу, вышла в 1982 году и получила широкий резонанс в советской печати.

Лауреат Премии Андрея Белого (1988), первый лауреат Премии Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности (1997), лауреат литературно-кинематографической премии имени Арсения и Андрея Тарковских (2009), лауреат премии Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества (2016), лауреат Новой Пушкинской премии в номинации "За совокупный творческий вклад в отечественную культуру" (2017). Эпизодически обращался также к поэтическому переводу и к эссеистике на литературные темы (в частности, о Державине, о Булгакове). Живёт попеременно на Алтае, в Москве и в Крыму.

С 1998 года Жданов активно занимается фотографией. В 2002 году в галерее «Эксар» в Киеве проходит его выставка «Сквозь этот воздух смотрит на меня Бог» (куратор Юрий Косин). В 2003 Иван Жданов совместно с известным украинским фотохудожником Юрием Косиным организует фотовыставку в Государственной Думе Российской Федерации. В 2008 г. публикует фотографии и статью «Пейзаж как препятствие и фрагмент» в журнале Digital Camera, Москва.

Опубликованные стихотворения Править

  • Портрет. — М.: Современник, 1982.
  • Неразменное небо. — М.: Современник, 1990.
  • Место земли. — М.: Молодая гвардия, 1991.
  • Присутствие погасшего огня. — Барнаул, литературный фонд «Август», 1993.
  • Фоторобот запретного мира. — СПб.: Пушкинский фонд, 1997.
  • И. Жданов, М. Шатуновский. Диалог-комментарий пятнадцати стихотворений Ивана Жданова. — М., 1997.
  • Поэты метареалисты: Александр Ерёменко, Иван Жданов, Алексей Парщиков. — М.: ЗАО МК-Периодика, 2002.
  • Избранное. — К.: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2004.
  • Воздух и ветер. Сочинения и фотографии. — М.: Наука, 2006 (Серия «Русский Гулливер»).
  • Книга одного вечера. Стихи, фотографии. — К.: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2008.
  • Уединенная мироколица. — Барнаул: Алтайский дом печати, 2013; (премия Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества) (2016).

Аналитическая литература Править

  • Кедров К. А. Метаметафора // Литературная учеба, 1984, № 1.
  • Кедров К. А. Рожденье метаметафоры. // В его кн. «Поэтический космос». — М., 1989.
  • Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX—XX веков. — М., 1988.
  • Даенин Е. Е. Лирика, метафизика и пейзаж (о поэзии Ивана Жданова). // Новое время. — М., 2006, № 17.
  • Славянский Николай Вестник без вести [1]Новый мир, 1997, № 6.
  • Иванова Екатерина Преодоление квадрата [2] «Вопросы литературы», 2011, № 4
  • Комаров С.А., Чижов Н.С. "Ода ветру" И.Ф. Жданова в культурно-исторической перспективе [3] // Сибирский филологический журнал, 2015, №1.
  • Чижов Н.С. Синкретическая основа образного языка поэзии И.Ф. Жданова [4] // Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования, 2015, №4.

Источники Править

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.

Ссылки Править

Шаблон:Премия Андрея Белого