ФЭНДОМ

Дух возносящие

Еле́на Петро́вна Блава́тская (31 июля (12 августа) 1831, Екатеринослав, Российская империя8 мая 1891 Лондон; (урождённая Елена Петровна Ган) — русский философ, писательница, путешественница, основательница Теософского общества (основано в 1875).

В России 1880-х была известна под литературным псевдонимом Радды-Бай. За пределами России известна как Madame Blavatsky.

Основная деятельность Е. П. Блаватской проходила в США, Англии и Британской Индии.

Биография Править

Дочь полковника Петра Алексеевича Гана (Peter von Hahn; 17981873), принадлежавшего немецкой аристократической семье из Базедова (Макленбург), и рано умершей русской беллетристки Е. А. Ган (в девичестве Фадеева), она приходилась двоюродной сестрой государственному деятелю С. Ю. Витте, племянницей генералу Р. А. Фадееву и старшей сестрой писательнице В. П. Желиховской. По матери принадлежала к роду князей Долгоруковых: родителями её матери были А. М. Фадеев (18411846), губернатор Саратова, а позднее Тифлиса, и Елена Павловна Долгорукая (в девичестве).

Воспитывалась в основном в Саратове и Тифлисе у своего деда.

Для того, чтобы иметь возможность путешествовать, в 1849 году, будучи едва 18 лет, заключила фиктивный брак, с ереванским вице-губернатором Н. В. Блаватским. Через несколько недель супруги расстались. В 1849 г. покидает Россию и путешествует по странам Европы, Азии и Америки.

В 1858 году вернулась в Россию. До конца 1860-х была в Южной и Восточной Европе; вероятно участвовала в битве при Ментане на стороне гарибальдийцев.

В 1873 году уехала в Париж, затем в США.

3 апреля 1875 года оформила номинальный брак с Майклом Бетанелли (Michael C. Betanelly) в Нью-Йорке, с которым разошлась через несколько месяцев.

8 июля 1878 года она приняла американское гражданство[1].

В феврале 1879 года Блаватская и Олькотт отбыли в Бомбей, в Индию, где устроили штаб-квартиру Общества. Вскоре они познакомились с Альфредом Синнеттом (Alfred Percy Sinnett), в то время редактором правительственной аллахабадской газеты The Pioneer. Синнетт всерьёз заинтересовался деятельностью Общества.

Лондонское Общество психических исследований в 1885 году обвинило Блаватскую в мошенничестве. На основании этого заключения через год после ухода Е. П. Блаватской из жизни была написана книга Всеволода Соловьева «Современная жрица Изиды». С опровержением книги Вс. Соловьева выступила В. П. Желиховская — сестра Е. П. Блаватской.[2].

Однако, через 100 лет (в 1985 году) Общество психических исследований, которое обвинило Блаватскую в мошенничестве, после повторного расследования фактов, описанных в деле, признало обвинения несправедливыми. Е. П. Блаватская была полностью оправдана, а Общество принесло свои извинения в ее адрес. Эти материалы были опубликованы в ведущих англоязычных газетах Америки, Канады, Австралии. [3]

Умерла 8 мая 1891 года, переболев гриппом. Прах её был сожжён, а пепел разделён между тремя центрами теософского движения: Лондон, Нью-Йорк и Адьяр (близ Мадраса). День смерти Е. П. Блаватской отмечается ее последователями под именем «дня белого лотоса».

Учение Е. П. Блаватской и Теософское общество Править

В России письма Е. П. Блаватской о ее путешествиях были опубликованы под псевдонимом «Радда-Бай».

В 1875 году Е. П. Блаватская начала писать Isis Unveiled («Разоблаченная Изида» 1877). Первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течении двух дней, по мнению нью-йоркской газеты «Геральд Трибюн», книга являлась одним из «выдающихся творений века». «Разоблаченная Изида» раскрывает природу и происхождение скрытых способностей человека, корни христианства, ошибки богословия и заблуждения признанных авторитетов, трактуя их в свете тех учений, которые проходят через века, проявляясь время от времени в виде различных духовных движений.[4]

В этом же году в Нью-Йорке вместе с Г. С. Олкоттом основала Теософическое общество, которое провозгласило следующие цели:

  • Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания.
  • Способствовать изучению арийских и других священных текстов мировых религий и других научных направлений.
  • Исследовать сокровенную сторону природы и непроявленные психические и духовные силы человека. [5]

В 1888 году написала свой главный труд «Тайная Доктрина», имеющий подзаголовок: «Синтез науки, религии и философии».

«Учение Блаватской — попытка синтеза достижений философско-религиозной мысли человечества: анализируя египетские, халдейские, индуистские, христианские, зороастрийские, гностические, буддистские и другие священные первоисточники, Блаватская указывает на единую сущность всех религий и философий, стремится объединить их стройной мировоззренческой системой, названной Тайной Доктриной. Рассматривая в каждой религии эзотерическую (тайную) и экзотерическую (внешнюю) части, Блаватская рассматривала их скрытую сторону, стремясь очистить ее от социально-исторической оболочки, наслоений догматики и искажений времени».[6]

Также, «учение Блаватской — теософия — ставило целью доказать, что Природа не есть „случайное сочетание атомов“, и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; показать, что скрытая сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в Универсальный Божественный Принцип — Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворенной. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины».

Среди учителей Блаватской были Махатмы Мория, Кут Хуми и Джул Кул.

Некоторые члены Теософского общества Править

Некоторые религиозные философы (в частности, В. Соловьёв) видели в теософии приспособление буддизма к потребностям европейского атеистического мышления. В «Русском Обозрении» за август 1890 г В. С. Соловьев опубликовал статью с критической рецензией книги Е. П. Блаватской «Ключ к Теософии».

Блаватская вступила в полемику, указывая на то, что трактовку Теософии и восточной философии в рецензии В.Соловьева она квалифицирует как «ошибки критика, — как нарочитые, так и случайные»[7].

Развитие теософского движения встретило неприязнь со стороны английской колониальной администрации, клерикальных кругов (в особенности иезуитов, работавших в Индии). Также высказывались недовольства со стороны практикующих спиритизм, так как Блаватская яро выступала против всяких общений с душами умерших и говорила, что подобные явления — это ничто иное, как деградация души и что верующие в подобные сношения просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют.

Воспоминания князя Э. Э. Ухтомского Править

В книге «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 18901891» (Издатель Брокгауз, 1893) мы находим интересные свидетельства востоковеда князя Э. Э. Ухтомского (составителя книги) о Е. П. Блаватской и ее деятельности:

«Здесь у Мадраса, в предместье Адьар (у маленькой речки того же названия) учредился центр нового оригинального братства. Деятельным помощником и другом нашей талантливой соотечественницы, получившей в России литературную известность под именем Рада-бай, являлся американский полковник Олкотт… Несколько органов периодической печати специально посвятило себя констатированию необъяснимых психических феноменов из области йогизма, то есть магических актов воли человека, для которого условия пространства и времени перестают существовать.

Блаватская вызвала бурю обличений в шарлатанстве, чуть ли не в силу подозрительности англичан должна была навсегда покинуть преисполненный чудес и столь полюбившийся ей полуостров; но искусство ее вызывать к себе бескорыстную симпатию и преданность туземцев, их смутная жажда сплотиться под знаменем этой странной северной женщины из народа, радикально чуждого Альбиону, ее постоянные разъезды по стране ради сближения с волхвами в попытках быть допущенной к разным заветным тайнохранилищам браминов и джайнистов — все вместе взятое создало ей исключительное положение, какого с давних пор нигде и никто не занимал (пожалуй, начиная от тех отдаленно-блаженных дней, когда ясновидящие старицы на рубеже истории говорили со своими первобытно-мыслящими единоплеменниками на языке богов).

Для Индии настоящего и будущего Е. П. Блаватская не умерла и не умрет».

Концепция духовной эволюции Править

Елена Блаватская сыграла значительную роль в разработке концепции духовной эволюции. [8]

Сочинения Править

  1. H.P. Blavatsky Collected Writings Online. Полное собрание сочинений Блаватской
  2. «Из пещер и дебрей Индостана»
  3. «Разоблачённая Изида» (1877)
  4. «Тайная доктрина» («The Secret Doctrine», т. 1—2, 1888)
  5. «Беседы с Блаватской» — стенографическая запись ответов Блаватской на вопросы учеников (1889).
  6. «Голос безмолвия» (1889)
  7. «Ключ к теософии» — книга для тех, кто хочет познакомиться с Теософией (1889)
  8. «Теософский словарь» — посмертное издание (1892)

Интересно Править

Память о Елене Блаватской Править

Памятный вечер посвященный Е. П. Блаватской в Международном Центре Рерихов. (2006 г.)
Юбилей Е. П. Блаватской в Музее истории г. Ярославля (на странице приведена биография Е. П. Блаватской).

Литература Править

  1. Большая Российская Энциклопедия. Т. III, М., 2005 // Научное издательство «БРЭ», стр. 571—572.
  2. Сильвия Крэнстон при участии Кэри Уильямс. Е. П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Пер. на русский. Рига-Москва: ЛИГАТМА, 1999 г. ISBN 5-7738-0017-9 . (HPB: The Extraordinary Life and Influence of Helena Blavatsky by Sylvia Cranston, G.P. Putnam’s Sons, 1993. ISBN 0-9662115-1-0)
  3. В. П. Желиховская. Радда-Бай (правда о Блаватской)

См. также Править

Примечания Править

  1. Naturalization of Blavatsky
  2. Желиховская В. П. Е. П. Блаватская и современный жрец истины: Ответ г-жи Игрек (В. П. Желиховской) г-ну Всеволоду Соловьеву.
  3. Энциклопедия заблуждений. Имя и наследие Е. П. Блаватской в зеркале СМИ. / 175 лет со дня рождения Е. П. Блаватской. Материалы международной научно-общественной конференции. Санкт-Петербург. 2006.
  4. «Вестница Света». Е.Медведева//предисловие к книге Блаватская Е. П."Разоблаченная Изида" — М.:Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007
  5. Теософия. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
  6. Блаватская//Новейший философский словарь
  7. Нео-буддизм: ответ Е. П. Блаватской на критику В. С. Соловьева книги «Ключ к Теософии»
  8. The Audiopedia: What is SPIRITUAL EVOLUTION?
  9. Мяло К. Звезда волхвов, или Христос в Гималаях — М.: Беловодье, 1999
  10. По воспоминаниям обозревателя «Российской газеты» Всеволода Овчинникова Соотечественник Блаватской / «Российская газета», 01.03.2003.
  11. Юбилей Е. П. Блаватской в Санкт-Петербурге. Май 2006

Ссылки Править

Елена Петровна Блаватская в словарях Править

  • Блаватская Елена Петровна // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
  • Блаватская Елена Петровна // Новейший философский словарь.
  • Блаватская Елена Петровна // Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
  • Блаватская Елена Петровна // Энциклопедия эзотеризма / Грицанов А. А.. — «Книжный Дом», 2002.
  • Блаватская Елена Петровна // Русский биографический словарь

Библиография Править

Конференции Править

—-Резолюция научно-общественной конференции, посвященной 175-летию со дня рождения Елены Петровны Блаватской (2006 г.)
Юбилейная научно-общественная конференция посвященная 175-летию Е. П. Блаватской во Всероссийском музее А. С. Пушкина (2006 г.)
Юбилейная научно-общественная конференция посвященная Е. П. Блаватской в Музее Г. Р. Державина и русской словесности его времени (2006 г.): — Елена Петровна Блаватская – 175 лет со дня рождения] «ВЕСТНИК Российского философского общества», № 4 (40), 2006

Другие материалы Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики