ФЭНДОМ

Евбулид (из Милета; Эвбулид, Eubulides; IV век до н. э.) — древнегреческий философ-идеалист, представитель мегарской школы, известен своими парадоксами или «апориями» («Лжец», «Куча», «Плешивый», «Рогатый» и др.).

Парадоксы (апории) ЕвбулидаПравить

«Лжец»Править

«Говорит ли правду или неправду человек, заявляющий «Я лгу»?»

или, если сформулировать по-другому:

Человек произносит: «Я лгу», или «То что я сейчас говорю, является ложью», или же «Это высказывание ложно». Если высказывание ложно, то говорящий сказал правду и, сказанное им, не является ложью. Если же высказывание не является ложным, а говорящий утверждает, что оно ложно, то это его высказывание ложно. Таким образом, если говорящий лжет, он говорит правду, и наоборот.

Парадокс «Лжец» произвел громадное впечатление на современников Евбулида. Существует даже легенда, что некий Филит Косский, отчаявшись разрешить этот парадокс, покончил с собой, а известный древнегреческий логик Диодор Кронос, дав обет не принимать пищу до тех пор, пока не найдет решение «Лжеца», умер, так и не разрешив проблему.

«Сорит» или «Куча»Править

«Если прибавлять по одному зерну, с какого момента появится куча, и значит ли это, что куча возникает в результате прибавления одного зерна?»

или, если сформулировать по-другому:

Одно зерно кучи не составляет. Если прибавить ещё одно зерно — это тоже не куча. Так с какого же зерна начинается куча?

«Плешивый» или «Лысый»Править

«Потеряв один волос, еще не становишься лысым; потеряв второй волос - тоже; когда же начинается лысина?»

или, если сформулировать по-другому:

«Если волосы с головы выпадают по одному, с какого момента человек становится лысым?»

«Рогатый» Править

«Что ты не потерял, ты имеешь. Рогов ты не терял. Стало быть, ты рогат.»

Это последнее высказывание основано на логической ошибке и относится уже к категории софизмов.

См. такжеПравить

de:Eubulides

el:Ευβουλίδης en:Eubulides of Miletus fr:Eubulide nl:Eubulides van Milete sk:Eubulides

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики