ФЭНДОМ

Леонид Дьяконов
Дьяконов Леонид
Имя при рождении:

Леонид Владимирович Дьяконов

Дата рождения:

8.10.1908

Место рождения:

Вятка (Вятская губерния)ныне Киров

Дата смерти:

9.1.1995

Место смерти:

Киров

Гражданство:

СССР / Россия

Жанр:

поэзия, детская литература

Язык произведений:

русский

Дебют:

1925 год

Награды:
  • орден Дружбы народов
  • орден Почета

Дьяконов Леонид Владимирович (23 сентября (8 октября) 1908 – 9 января 1995) — русский советский поэт, детский писатель, фольклорист, эссеист, член Союза писателей СССР. Двоюродный брат Николая Заболоцкого[1].

Леонид Дьяконов родился 8 октября 1908 года в Вятке. В пять лет самостоятельно научился читать и писать. В возрасте семнадцати лет Дьяконов сотрудничал с городскими газетами, работал в качестве корректора, репортера и литературного сотрудника, также работал преподавателем русского языка, консультантом-фольклористом и научным сотрудником Кировского краеведческого музея. Первые стихи появились в печати в 1925 году под псевдонимом «Леонид Анк». Публиковался в газетах «Юный пахарь» и «Вятская правда». В 1933 году опубликовал несколько стихотворений в альманахе «Трудодни». В 1938 году был репрессирован[2][3]. После допросов Леонид Дьяконов попал в психиатрическую больницу, а из тюрьмы вышел инвалидом[4].

...От избиений мешками с песком у Леонида Дьяконова временно помутился рассудок, и его еще до суда отправили в столицу в судебно-психиатрический институт им. Сербского. Других членов вятской "литературной группы" возили в Москву и Питер на очные ставки с Берггольц и поэтом Алтайским. Показания были выбиты из всех - иного тогда не бывало.

— Дело "Литературной группы" Независимая газета, 28.06.2001

Во время Великой Отечественной войны работал рассыльным торфотреста, а затем сотрудничал с детским книжным издательством, которое было эвакуировано в Киров из Ленинграда. Дьяконов обрабатывал вятский фольклор, писал детские книжки. В 1942 году вышла первая детская книжка Леонида Дьяконова «Песенки-байки» с иллюстрациями вятского художника Евгения Чарушина[5]. За ней в «Детгизе» вышел сборник «Сказки о храбрецах-удальцах»[6][7], в 1947 году «Волшебное колечко»[⇨].

Значительным явлением в вятской детской литературе стал выход в 1959 году книги Л.В. Дьяконова «Олень – золотые рога». Писатель рассказывает о том, как жили, росли, дружили ребята одного двора, как формировались их характеры. Эта повесть автобиографична, и в главном герое книги можно узнать самого Дьяконова. Повесть для детей «Олень – золотые рога» вошла в школьные хрестоматии.

Дьяконов написал для детей более 30 книг, которые издавались в Москве, Ленинграде, Кирове, Новосибирске и Перми. Общий тираж их составляет около пяти миллионов экземпляров.

Леонид Дьяконов

Леонид Владимирович за рабочим столом. Фото:О послевоенном Кирове и о себе. Воспоминания сына писателя Леонида Дьяконова

Книги Править

Книги Л.В. Дьяконова для детей Править

  • Дьяконов, Л. В. Чудесный дом [Текст] : стихи детям / Л. В. Дьяконов. – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1953. – 50 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. На родной сторонке [Текст] : стихи для детей / Л. В.Дьяконов.- 3-е изд.- Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1954. – 64 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Звонок и гудок [Текст] : стихи для детей / Л. В. Дьяконов.- Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1956. – 32 с.: ил.
Олень золотые рога Л. Дьяконов

Л.Дьяконов "Олень - золотые рога" / Рис.П.Пинкисевича. М.: Детская литература, 1969

  • Дьяконов, Л. В. Про Мишку-хвастунишку [Текст] : стихи для детей / Л. В. Дьяконов.- Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1958. – 112 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Песенки-байки: вят. нар. песенки [Текст] / сост. и обраб. Л. В. Дьяконов; худож. Е. И. Чарушин. – 4-е изд.- М.: Детгиз, 1959.- 16 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Новые стихи и сказки [Текст] / Л. В. Дьяконов. – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1961. – 40 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Снова с тобой [Текст] : стихи / Л.В. Дьяконов.- Киров: Волго-Вят. кн. изд-во, 1964. – 40 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. В поле ходит конь стальной [Текст] / Л. В. Дьяконов. – 3-е изд.- М.: Детгиз, 1965.-34 с.: 16 л. ил.
  • Дьяконов, Л. В. Дымковские глиняные расписные [Текст] : очерки / Л. В. Дьяконов.- Л.: Художник РСФСР, 1965. – 34 с.: 16 л. ил.
  • Дьяконов, Л. В. Уходя и оставаясь [Текст] : стихи разных лет/ Л. В. Дьяконов. – Горький: Волго-Вят.кн. изд-во, 1983. – 63 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Жила-была царевна [Текст] : избранные стихи, песенки, загадки и сказки / Л. В. Дьяконов. – 2-е изд. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984. – 80 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Олень – золотые рога [Текст] : повесть / Л. В.Дьяконов; худож. В. М. Бескаравайный. – 5-е изд. – Горький, 1986. – 198 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Олень – золотые рога [Текст] : [отрывок из повести] / Л. В. Дьяконов // Энциклопедия земли Вятской. – Киров, 1995. – Т. 2 : Литература. – С. 274-278.
  • Дьяконов, Л. В. Олень – золотые рога [Текст] / Л. В. Дьяконов // Книга вятская для детей : хрестоматия для детей мл. шк. возраста / КОДБ им. А.С. Грина.- Киров, 2002. – С. 10-15: фото.
  • Дьяконов, Л. В. Волшебное колечко [Текст] : вят. нар. песенки, загадки, сказки, пословицы / Л. В. Дьяконов.- 6-е изд.- Киров, 1992. – 238 с.: ил.

Поэтические сборники Править

  • «Снова с тобой» (Киров, 1964)
  • «Уходя и оставаясь» (Киров, 1983)

Книги о народном творчестве Править

  • «Дымковские глиняные расписные» (Киров)

Эссеистика Править

  • Дьяконов, Л. В. Вятские годы Николая Заболоцкого [Текст] / Л. В. Дьяконов. – Киров, 2003. – 63 с.: ил. – (Народная библиотека).
  • Дьяконов, Л. В. Чем жизнь воистину светла [Текст] / Л. В. Дьяконов; сост. В. А. Поздеев; Правительство Кировской области, Департамент культуры и искусства Кировской области, Кировское отделение Общероссийской общественной организации «Союз писателей России». – Киров: О-Краткое, 2008. – 400 с. – (Антология вятской литературы; т.8).

Награды Править

Награждён орденами Дружбы народов и Почета.

Память Править

  • На доме по Октябрьскому проспекту, где жил писатель, установлена мемориальная доска.
  • В 1997 году библиотеке для детей № 16 города Кирова присвоено имя Леонида Владимировича Дьяконова[8].
  • В 1999 году учреждена Литературная премия Кировской области имени детского писателя Л.В. Дьяконова[9][10].
  • В 2008 году в Кировской областной библиотеке им. А.С. Грина состоялся театрализованный литературный праздник «Поэт, сказочник, фольклорист», посвященный 100-летию со дня рождения Леонида Владимировича Дьяконова[11].
  • На могиле Леонида Дьяконова, на чёрном мраморе, выбиты его белые стихи[12]:

Давайте жить, как будто смерти нет и завтрашний всегда обещан день нам.

Интересные факты Править

  • Леонид Владимирович Дьяконов сохранил в течение всей своей жизни воспоминания о дружеских отношениях с О. Бергольц, которую он попросту во времена алмаатинской молодости называл Лялькой: «Жили в бараке в общей комнате шесть человек. Парни и одна Лялька». В то время Ольга Фёдоровна Берггольц была в разводе со своим первым мужем Борисом Корниловым, которого в марте 1937 года арестуют в Ленинграде, а в феврале 1938 года расстреляют, как "активного участника антисоветской, троцкистской организации, ставившей своей задачей террористические методы борьбы против руководителей партии и правительства".
  • Во времена репрессий «Кировская правда», написала, что Л.Дьяконов являлся любовником оппортунистки Ольги Берггольц[13].
  • О Леониде Дьяконове читаем в дневнике Ольги Берггольц от 20 мая 1942 года («Звезда», 1990, № 6):

«Вчера были у Матюшиной, тетки Тамары Франчески. Тамара — сестра Игоря Франчески и близкая подруга Леньки Анка (Анк — журналистский псевдоним Дьяконова), — двух людей из 6, которые оговорили меня в 38 году, и из-за них я попала в тюрьму. Они не виноваты, их очень пытали, но все же их показания чуть-чуть не погубили меня…»

  • На первом же допросе Леониду Дьяконову следователи выбили зубы, после чего он дал показания против Ольги Берггольц и Николая Молчанова (Николай Молчанов, муж Ольги Берггольц), которые готовили на первомайском параде 1937 г. произвести выстрел по трибуне из танка, но отказались из-за внезапного заболевания надежного танкиста.

Л. Дьяконов (показания от 14 апреля 1938 года): «Подобно мне она уже готовила себя для террористической деятельности. И на мой первый же вопрос, как она смотрит на террор? Ольга ответила: только положительно. Она знала о моем вступлении в группу еще в 1936 г. и спросила о работе. <…> В одной из маленьких комнат ее квартиры мы в течение нескольких дней обсуждали план покушения на Жданова. <…> На первомайском параде 1937 г. мы готовили два терракта. По одному из них предполагалось произвести выстрел по трибуне из танка. Это дело, как сообщила мне Бергольц, было задумано военной террористической группой, но не состоялось из-за внезапного заболевания надежного танкиста. Второй вариант покушения продумали мы сами. Мы предполагали использовать прохождение перед трибуной кавалерии, бросить в нее шумно-взрывающееся вещество типа больших петард, чтобы напугать лошадей и в получившейся панике проникнуть на трибуну через места у трибуны и стрелять. Бросать вещество должен был я, а стрелять или Бергольц, или Молчанов, смотря по тому, кому удастся ближе подойти. Но я струсил, приехал в Ленинград только первого мая, а они без меня не решились»[14].

Дом по Октябрьскому проспекту

Жилые дома Машиностроительного завода им. 1 Мая (Октябрьский проспект, дома № 44, 46, 48, 50). Справа — дом, в котором жила семья Леонида Дьяконова. 1950-е гг. Фото:О послевоенном Кирове и о себе. Воспоминания сына писателя Леонида Дьяконова

  • Первые показания на следствии по делу "литературной группы" против Л. Дьяконова, О. Берггольц и других писателей дал Председатель Вятского отделения Союза советских писателей Андрей Алдан-Семёнов, который был первым в числе арестованных.

Из протокола допроса Семенова-Алдана 5 апреля 1938 года: "...Я вам расскажу обо всем. Я - враг Советской власти. Мною в августе 1936 года была создана террористическая организация (Решетников, Дьяконов, Лубнин). Были связи с Н.Заболоцким, О.Берггольц, Л.Пастернаком."

  • Долгое время Леонид Владимирович Дьяконов не упоминал о своём родстве с Николаем Заболоцким[15].

Примечания Править

  1. Леонид Дьяконов: "О Заболоцком я знаю больше всех!"
  2. Александр Вепрёв: биография
  3. Дело "Литературной группы". Евгений Пятунин / Независимая газета
  4. Как следователи Кировского УНКВД раскрывали антисоветский заговор среди писателей
  5. Песенки-байки. Народные сказки
  6. «Сказки о храбрецах-удальцах», изд. Детгиз, 1942
  7. «Сказки о храбрецах-удальцах»
  8. Дела и заботы библиотеки им. Л. В. Дьяконова
  9. Кировское областное отделение Общероссийской общественной организации «Союз писателей России»: Премии
  10. Премия имени Леонида Дьяконова
  11. Кировская областная детская библиотека им. А.С. Грина: Поэт, сказочник, фольклорист
  12. В. Г. Цыборский Вспоминая Л. В. Дьяконова
  13. Литературная Россия. «Давайте уточним»
  14. «Звезда» К 100-летию Ольги Фёдоровны Бергольц «Тюрьма — исток победы над фашизмом»
  15. Владимир Коркунов Платон и летающие коровы: Поэт Александр Вепрёв о верлибре, ночных горшках Гёте и бурятских мамонтах — «Независимая газета»

Ссылки Править