ФЭНДОМ

Леонид Дьяконов
Дьяконов Леонид
Имя при рождении:

Леонид Владимирович Дьяконов

Дата рождения:

8.10.1908

Место рождения:

Вятка (Вятская губерния)ныне Киров

Дата смерти:

9.1.1995

Место смерти:

Киров

Гражданство:

СССР / Россия

Жанр:

поэзия, детская литература

Язык произведений:

русский

Дебют:

1925 год

Награды:
  • орден Дружбы народов
  • орден Почета

Дьяконов Леонид Владимирович (23 сентября (8 октября) 1908 – 9 января 1995) — русский советский поэт, детский писатель, фольклорист, эссеист, член Союза писателей СССР. Двоюродный брат Николая Заболоцкого[1].

Родился 8 октября 1908 года в Вятке. В пять лет самостоятельно научился читать и писать. Первые стихи появились в печати в 1925 году под псевдонимом «Леонид Анк». В 1933 году опубликовал несколько стихотворений в альманахе «Трудодни». Был репрессирован[2].

...От избиений мешками с песком у Леонида Дьяконова временно помутился рассудок, и его еще до суда отправили в столицу в судебно-психиатрический институт им. Сербского. Других членов вятской "литературной группы" возили в Москву и Питер на очные ставки с Берггольц и поэтом Алтайским. Показания были выбиты из всех - иного тогда не бывало.

— Дело "Литературной группы" Независимая газета, 28.06.2001

Во время Великой Отечественной войны обрабатывал вятский фольклор, писал детские книжки «Песенки-байки» (1942), «Волшебное колечко» (1947).

Значительным явлением в вятской детской литературе стал выход в 1959 году книги Л.В. Дьяконова «Олень – золотые рога». Писатель увлекательно рассказывает о том, как жили, росли, дружили ребята одного двора, как формировались их характеры. Эта повесть автобиографична, и в главном герое книги мы легко узнаем самого Дьяконова.

Дьяконов написал для детей более 30 книг, которые издавались в Москве, Ленинграде, Кирове, Новосибирске и Перми. Общий тираж их составляет около пяти миллионов экземпляров.

Дом по Октябрьскому проспекту

Жилые дома Машиностроительного завода им. 1 Мая (Октябрьский проспект, дома № 44, 46, 48, 50). Справа — дом, в котором жила семья Леонида Дьяконова. 1950-е гг. Фото:О послевоенном Кирове и о себе. Воспоминания сына писателя Леонида Дьяконова

Книги Править

Книги Л.В. Дьяконова для детей Править

  • Дьяконов, Л. В. Чудесный дом [Текст] : стихи детям / Л. В. Дьяконов. – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1953. – 50 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. На родной сторонке [Текст] : стихи для детей / Л. В.Дьяконов.- 3-е изд.- Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1954. – 64 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Звонок и гудок [Текст] : стихи для детей / Л. В. Дьяконов.- Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1956. – 32 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Про Мишку-хвастунишку [Текст] : стихи для детей / Л. В. Дьяконов.- Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1958. – 112 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Песенки-байки: вят. нар. песенки [Текст] / сост. и обраб. Л. В. Дьяконов; худож. Е. И. Чарушин. – 4-е изд.- М.: Детгиз, 1959.- 16 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Новые стихи и сказки [Текст] / Л. В. Дьяконов. – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1961. – 40 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Снова с тобой [Текст] : стихи / Л.В. Дьяконов.- Киров: Волго-Вят. кн. изд-во, 1964. – 40 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. В поле ходит конь стальной [Текст] / Л. В. Дьяконов. – 3-е изд.- М.: Детгиз, 1965.-34 с.: 16 л. ил.
  • Дьяконов, Л. В. Дымковские глиняные расписные [Текст] : очерки / Л. В. Дьяконов.- Л.: Художник РСФСР, 1965. – 34 с.: 16 л. ил.
  • Дьяконов, Л. В. Уходя и оставаясь [Текст] : стихи разных лет/ Л. В. Дьяконов. – Горький: Волго-Вят.кн. изд-во, 1983. – 63 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Жила-была царевна [Текст] : избранные стихи, песенки, загадки и сказки / Л. В. Дьяконов. – 2-е изд. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984. – 80 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Олень – золотые рога [Текст] : повесть / Л. В.Дьяконов; худож. В. М. Бескаравайный. – 5-е изд. – Горький, 1986. – 198 с.: ил.
  • Дьяконов, Л. В. Олень – золотые рога [Текст] : [отрывок из повести] / Л. В. Дьяконов // Энциклопедия земли Вятской. – Киров, 1995. – Т. 2 : Литература. – С. 274-278.
  • Дьяконов, Л. В. Олень – золотые рога [Текст] / Л. В. Дьяконов // Книга вятская для детей : хрестоматия для детей мл. шк. возраста / КОДБ им. А.С. Грина.- Киров, 2002. – С. 10-15: фото.
  • Дьяконов, Л. В. Волшебное колечко [Текст] : вят. нар. песенки, загадки, сказки, пословицы / Л. В. Дьяконов.- 6-е изд.- Киров, 1992. – 238 с.: ил.

Поэтические сборники Править

  • «Снова с тобой» (Киров)
  • «Уходя и оставаясь» (Киров)

Книги о народном творчестве Править

  • «Дымковские глиняные расписные» (Киров)

Эссеистика Править

  • Дьяконов, Л. В. Вятские годы Николая Заболоцкого [Текст] / Л. В. Дьяконов. – Киров, 2003. – 63 с.: ил. – (Народная библиотека).
  • Дьяконов, Л. В. Чем жизнь воистину светла [Текст] / Л. В. Дьяконов; сост. В. А. Поздеев; Правительство Кировской области, Департамент культуры и искусства Кировской области, Кировское отделение Общероссийской общественной организации «Союз писателей России». – Киров: О-Краткое, 2008. – 400 с. – (Антология вятской литературы; т.8).

Награды Править

Награждён орденами Дружбы народов и Почета.

Память Править

  • На доме по Октябрьскому проспекту, где жил писатель, установлена мемориальная доска.
  • В 1997 году библиотеке для детей № 16 города Кирова присвоено имя Леонида Владимировича Дьяконова.
  • В 1999 году учреждена Литературная премия Кировской области имени детского писателя Л.В. Дьяконова[3].
Леонид Дьяконов

Леонид Владимирович за рабочим столом. Фото:О послевоенном Кирове и о себе. Воспоминания сына писателя Леонида Дьяконова

Примечания Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики