ФЭНДОМ

Древнеримские цари (лат. Reges Romae) – легендарные правители Древнего Рима до основания Республики. Римские первоисточники (в том числе Тит Ливий) упоминают семерых царей:

Древнеримские цари
ЦарьГоды правления
Ромул753 до н. э.-716 до н. э.
Нума Помпилий715 до н. э.-674 до н. э.
Тулл Гостилий673 до н. э.-642 до н. э.
Анк Марций642 до н. э.-617 до н. э.
Луций Тарквиний Приск616 до н. э.-579 до н. э.
Сервий Туллий578 до н. э.-535 до н. э.
Луций Тарквиний Гордый535 до н. э.-509 до н. э.

Легенды о древнейшей истории РимаПравить

Файл:BarocciAeneas.jpg
Согласно сведениям, переданным античными авторами, место, где возник Рим, было издревле заселено и привлекало иноземцев. Первыми колонистами Италии стали древние греки, в их числе знаменитый герой Геракл и Эвандр. Затем, после падения Трои к побережью Лация пристали корабли троянских беглецов во главе с героем Энеем (см. «Энеида» Вергилия). Все троянцы были истомлены скитаниями, и одна из троянских женщин предложила прекратить плавание и сжечь корабли. Звали её Ромой; существуют версии, по которой в честь неё и был назван город Рим. Один из местных царей, Латин, приветливо встретил троянцев и даже выдал за Энея свою дочь – Лавинию. В честь неё Эней основал город Лавиний. После смерти Латина Эней стал царствовать и над переселенцами, и коренными жителями. Сын Энея, Асканий-Юл, впервые был вынужден сдерживать агрессию этрусков и перенёс столицу государства в новый город – Альба-Лонгу, который вскоре стал господствовать над всеми городами Лация и сплотил их в Латинский союз. Правящая династия потомков Аскания-Юла получило название Сильвиев. Четырнадцатый по счёту царь Альба-Лонги, Нумитор, был свергнут своим братом Амулием, который, для того, чтобы обезопасить себя, убил сына Нумитора и под видом почести отдал его дочь Рею Сильвию в жрицы богини Весты, потому что они должны были 30 лет хранить обет безбрачия. Но юную весталку посетил Бог Марс, после чего у неё родились близнецы – Ромул и Рем, которых Амулий приказал сбросить в Тибр. Близнецы не утонули и были, по легенде, вскормлены волчицей и воспитаны пастухом Фастулом. Когда же братья выросли, они, убив Амулия, вернули трон Альба-Лонги своему деду Нумитору. Он же послал их основать новую колонию Альба-Лонги. Между братьями вышел спор о том, где именно следует построить город, Ромул убил Рема и стал, таким образом, первым царём Рима.

Первоначальное население города составляли преступники и изгнанники из других городов. Они часто совершали набеги на соседние народы; благодаря хитрости, они сумели организовать похищение сабинянок, тем самым, после окончания кратковременной вражды, обеспечив союз с сабинянами и их царём Тацием. В городе начали развиваться ремёсла и торговля. Были образованы государственные структуры, такие как сенат и институт ликторов. Влияние Рима настолько возросло, что бывшая колония сумела захватить разрушить свою метрополию – Альба-Лонгу (при Тулле Гостилии), однако все последующие годы Рим был вынужден вести затяжные войны с соседями: сабинянами, латинами и этрусками. Все цари после Ромула имели этрусские имена, что косвенно свидетельствует о том, что Рим попал под сильное этрусское влияние. Сама власть царей была ограничена. Должность царя поначалу не передавалась по наследству: на то время, пока пустовало курульное кресло, сенатом назначался временный царь (interrex), который правил не более одного года и за это время должен был найти кандидатуру на должность царя и выставить её на голосование в куриатную комиссию. Впоследствии, власть передавалась либо по сестринской линии, либо приёмным детям, что также является этрусским обычаем. Последние цари приходили к власти в результате заговоров и убийства своих предшественников. Последним царём Рима был Луций Тарквиний Гордый, который прославился своим тираническим правлением и был изгнан Римлянами. После свержения Тарквиния Гордого в Риме была провозглашена Республика.

Анализ легенд и данные археологических раскопокПравить

Годы правления, как и имена римских царей являются легендарными и условными. Долгое время учёные считали историю Древнего Рима вымыслом античных писателей, однако археологические раскопки и лингвистический анализ показали, что в них, при всём обилии фантастических деталей, содержится много достоверной информации. По обнаруженным осколкам керамики микенского типа и наличию в латинском языке многих заимствованных слов из линейного письма "Б", выяснилось, что легенды об Эвандре и Геракле имеют историческую подоплёку: во II тыс. до н. э. ахейские греки действительно пытались закрепиться в Италии, в районе Тибра. Археологические данные подтвердили дату основания Рима (753 г. до н. э. Ромулом – на Палатинском холме были обнаружены следы хижин середины VIII в. до н. э.. Путём сопоставления источников, был подтверждён факт слияния римской и сабинянской общин, отражённый в легенде о похищении сабинянок. Но, само собой, сведения первоисточников о царском периоде Древнего Рима являются сильно приукрашенными.

Первоначально поселения, возникшие на территории города, представляли собой разобщённые посёлки, в которых община играла главную роль. Жители Палатинского холма сжигали своих умерших, как и другие латинские племена, в то время как на Квиринальском или Виминальском холмах покойных хоронили в земле, в деревянных колодах, как в Сабинской области. Поэтому считается, что Палатин и часть Велия принадлежали латинам, а северные холмы – сабинянам. Первые римские поселенцы жили в круглых или прямоугольных хижинах, построенных на деревянном каркасе и с глиняной обмазкой; основным их занятием было скотоводство. В хозяйственных целях осваивались не только холмы, но и низины между ними.

Объединённая римская община образовалась путём слияния мелких посёлков. На Капитолии была построена общая крепость. В то время народ Рима (populus) состоял из трёх родовых триб, соответствующих афинским филам. Известны их поздние названия: тиции, рамны и луцеры; считается, что трибы соответствовали этнической структуре; так рамны – это латины, тиции – сабиняне, а луцеры – этруски. На основе триб комплектовались всаднические отряды; вероятным способом управления римской общины была военная демократия, причём основным политическим институтом были комиции – собрание воинов, аналог русского вече. К тому же периоду относится осушение болот в низинах между холмами – это привело к освоению низин и строительству центрального рынка — Форума. Восстановление дренажной системы Рима Наполеоном Бонапартом позволило начать раскопки форума.

Рост населения Рима привёл к тому, что в трибы перестали записывать новых членов, и новые пришельцы становились плебеями, которые получали от римлян земельный надел, но не имели права участвовать в политической жизни государства. Так начинается классовое расслоение внутри римской общины и её разложение. Успешные набеги на соседние народы и большая военная добыча способствовали выделению военной аристократии, представители которой составляли сенат и выбирали царя, который по своим полномочиям примерно соответствовал древнегреческому тирану.

Эпоха Анка Марция отмечена усилением влияния на Рим этрусской культуры. Все последующие цари были по происхождению этрусками. В обиход вводятся многие этрусские обычаи и верования. Возможно, этруски захватили власть в Риме. В этот период аристократия по рождению заменяется аристократией по богатству (реформы Сервия Туллия). Следует отметить включение плебеев в политическую жизнь общества и ослабление власти сената. Недовольство тиранией последнего римского царя Тарквиния Гордого привело к его свержению и образованию Республики. Изгнание царя, очевидно, символизирует освобождение Рима от этрусского господства.

Личности римских царей являются вымышленными и отражают представления римлян об их далёких предках. Сами цари впоследствии были приравнены к божествам, их золотые статуи установлены на форуме в Риме (были переплавлены в 410 г. н. э. для того, чтобы откупиться от Алариха). В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие элементы развивавшейся уже в республиканский период социально-политической организации – римского полиса.

СсылкиПравить

de:Liste der altrömischen Könige el:Ρωμαϊκό Βασίλειο en:Roman Kingdom et:Vana-Rooma kuningate loend fi:Rooman kuningas fr:Monarchie romaine he:המלוכה הרומית it:Re di Roma ja:王政ローマ ka:რომის_მეფეების_სია la:Reges Romae nl:Lijst van koningen van Rome pt:Lista de reis de Roma ro:Regatul Roman sv:Roms kungar zh:罗马王政时代

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики