ФЭНДОМ

Rodonit

Черные дендриты окислов марганца в родоните. Фото Натальи Московской.

Дендри́ты (от греч. δένδρον — дерево) — сложнокристаллические образования, имеющие древовидную ветвящуюся структуру.

Dendrites01

Дендриты в зольнхофенском известняке

Термин зтот давнего происхождения, Вернер упоминал «дендритные формы» минералов еще в 1774 г. На внесении необходимой однозначности в употреблении минералогических термина «дендрит» и уточнении его содержания настаивал Д.П.Григорьев. Дендрит представляет собой ветвящееся и расходящееся в стороны образование, возникающее при ускоренной или стесненной кристаллизации в неравновесных условиях, когда кристалл расщепляется по определенным законам. В результате он утрачивает свою первоначальную целостность, появляются кристаллографически разупорядоченные блоки. Они ветвятся и разрастаются в разные стороны подобно дереву, тянущемуся к солнечному свету, кристаллографическая закономерность изначального кристалла в процессе его дендритного развития утрачивается по мере его роста. Дендриты могут быть объёмными или плоскими (если растут в тонких трещинах).

Процесс образования дендрита принято называть дендритным ростом.

В качестве примера дендритов можно привести снежинки, ледяные узоры на оконном стекле, живописные окислы марганца, имеющие вид деревьев в пейзажных халцедонахмоховой агат») и в тонких трещинах розового родонита. А также веточки самородной меди в зонах окисления рудных месторождений, дендриты самородных серебра и золота, решетчатые дендриты самородного висмута и ряда сульфидов. Почковидные или кораллообразные дендриты известны для малахита, барита и др., это также так называемые «пещерные цветы»[1] кальцита и арагонита в карстовых пещерах .

Примечания Править

  1. [1] — Заметка о дендритах пещер на неофициальном сервере Геологического ф-та МГУ.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики