ФЭНДОМ

Файл:Population curve.svg

Демографический взрыв — сверхвысокие темпы роста численности населения на определенной территории

Современный демографический взрыв Править

Все еще сохраняющиеся высокие темпы роста численности населения мира в решающейся степени определяются темпами его увеличения в развивающихся странах, где по состоянию на 1994 год проживало примерно 80% населения.

Так численность населения мира ежедневно увеличивалась в 1992 году на 254 тыс. человек, менее 13 тыс. из них приходилось на долю промышленно развитых стран, остальные 241 — на развивающиеся страны. 60% — Азия, 20% — Африка, 10% — Латинская Америка. Столь разительные различия и обуславливает современный демографический взрыв, по мощности сильно превосходящий имевший место в Европе. Его начало приходится на 50-е годы, он продолжается вплоть до настоящего времени, хотя и идет быстрыми темпами на спад.

В настоящее время тенденция снижения рождаемости в соответствии с нормой демографического перехода уже коснулась всех развивающихся стран, что обусловлено социально-экономическими изменениями развивающегося общества в целом и изменениями в семье, в положении женщины, ее вовлечении в производство. Продолжается снижение общего уровня смертности, на фоне чего видна очень молодая структура населения в развивающихся странах. Это до некоторой степени способствует продолжению современного демографического взрыва. Незначительны успехи в снижении младенческой смертности, особенно в наименее развитых странах. С другой стороны, в большинстве стран Тропической Африки смертность в последние годы растет из-за продолжающейся эпидемии СПИДа.

Особенности современного демографического взрыва Править

  • в развивающихся странах наблюдается быстрый рост населения, значительно опережающий их социально-экономическое развитие, усугубляя и без того сложные проблемы занятости, социальной сферы, обеспечения продовольствием, экономики и т. п.
  • мощность существенно меньшая чем в прошлом столетии.
  • крупное по масштабам явление

Современный демографический взрыв не только происходит в большом числе стран, непосредственно охватывая значительную часть мирового населения, но по существу, прямо или косвенно затрагивает все мировое сообщество, превращая локальную демографическую проблему в одну из глобальных проблем современности.

Конец демографического взрыва Править

Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что своего пика относительные темпы роста численности населения Земли достигли в 60-е гг. прошлого века; а с конца 80-х гг. началось снижение и абсолютных темпов роста численности населения мира. В настоящее время темпы роста населения снижаются практически во всех странах мира; и можно говорить, что мы живем в эпоху окончания демографического взрыва.

Литература Править

См. такжеПравить

de:Überbevölkerung En:Overpopulation es:Superpoblación fr:Surpopulation id:Overpopulasi it:Sovrappopolazione he:פיצוץ אוכלוסין nl:Overbevolking ja:人口爆発 no:Overbefolkning pl:Przeludnienie fi:Liikakansoitus zh:人口爆炸

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики