ФЭНДОМ

Демад (греч. Δημάδης, Demades, ок. 380—319 или 318 гг. до н. э.) — афинский оратор и политик.

Сын рыбака, малообразованный, но красноречивый. Приобрёл известность в 338 до н. э. благодаря своей промакедонской ориентации (битва при Херонее). Часто выступал на народных собраниях против Демосфена, не придерживаясь при этом никакой определенной политики.

Попав после битвы при Херонее в плен к Филиппу Македонскому, приобрел его расположение, выхлопотал себе и своим пленным соотечественникам свободу и действовал затем в интересах Македонии против Демосфена. К Александру Великому он тоже вошёл в милость, и ему удалось вместе с Фокионом отклонить от Афин месть разгневанного царя. За расточительность и роскошь Демад часто подвергался денежным взысканиям, даже атимии; но последнюю с него афиняне сняли, когда его надо было послать к Антипатру с поручением исходатайствовать удаление македонского гарнизона из Мунихии.

Был замешан в деле Гарпала, казначея Александра Великого, вынужден был удалиться в изгнание. Возвратился в 322 г. после поражения в войне с Македонией, и добился смертного приговора Гипериду и Демосфену. В 319 (или 318) г., обвиненный в предательстве интересов Македонии, был убит по приказу Кассандра.

Демад обладал врожденным ораторским талантом и большими способностями к импровизации. Он стал также знаменит благодаря шутливым рассказам, образцы которых сохранились у позднейших авторов. Речи Демада были утрачены еще в I. до н. э. Из произведений Демада, полных меткими остротами, сохранились лишь небольшие фрагменты: отрывок, помещенный в «Oratores Attici» Беккера (1823), приписывается ему, вероятно, неправильно.

Библиография Править

Ср. H. Lhardy, «De Demade oratore Atheniensi» (1834).

См. также Править

en:Demades

de:Demades is:Demades hu:Démadész

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики