Викия

Наука

Делократия

22 032статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Делокра́тия — концепция управления, дословно означающая «власть дела», в отличие от бюрократии — «власти бюро» (то есть власти начальства). Согласно этой концепции, любая деятельность исполнителей и руководителей должна подчиняться в первую очередь интересам дела, а не указаниям вышестоящего руководства.

Предложена в 1993 году известным российским публицистом и оппозиционным политиком Юрием Мухиным в книге «Путешествие из демократии в дерьмократию и дорога обратно», впоследствии развита им в переработанном издании книги под названием «Наука управлять людьми», а также работе «Командировка в государство Солнца» и газете «Дуэль», главным редактором которой он является.

Основная идея Править

Внедрение делократии в практику управления по Мухину заключается в том, что для максимальной эффективности управления требуется его максимальная дебюрократизация. Иначе говоря, каждый работник должен руководствоваться не инструкциями и указаниями начальства, а тем, что в данный момент требует порученное ему дело. При этом результаты труда также должен оценивать не начальник, а потребитель результата труда — готового продукта, услуги или полуфабриката. Методы управления, основанные на делократии, Мухин называет делократическими, а их внедрение в практику — делократизацией.

В качестве важных примеров Мухин рассматривает организацию управления в армии, на производстве и в сфере государственной службы. Делократическое управление, по Мухину, в наибольшей степени может проявляться именно в армии в условиях военных действий, где неправильно принятое решение может привести к смерти военнослужащего, и соответственно, возрастает ответственность за любые действия. В сфере производства в рамках делократизации должен вводиться полный хозрасчёт на уровне каждого конкретного работника (а не только на уровне предприятий). Контроль осуществляется потребителем, который не будет принимать произведённые товары и услуги, причём в роли товаров выступают и полуфабрикаты, а в услуги включается деятельность управленцев, в числе потребителей находятся и производители, к которым поступают полуфабрикаты и продукция незавершённого производства.

Делократия в сфере власти Править

В сфере власти Мухин предлагает заставить служить государство цели улучшения жизни народа (не на словах, как это часто бывает, а на практике). Для этого предлагается принять «Закон О суде народа России над Президентом и членами Федерального собрания Российской Федерации». Реализация этого закона предусматривает введение контроля над высшими выборными руководителями государства путём проведения референдума по истечении срока правления президента и депутатов с возможными исходами: «Заслуживает поощрения», «Без последствий» и «Заслуживает наказания». В первом случае представитель власти объявляется героем и ему отдаются соответствующие почести, во втором случае — к нему ничего не предпринимается, а в третьем — представитель власти отбывает тюремное заключение, равное сроку его правления. Закон предполагается принять через механизм рефрендума, а инициировать проведение референдума планируется с помощью созданной Мухиным организации под названием «Армия Воли Народа» (сокращённо — АВН).

Оценки концепции делократии Править

Автор книг по менеджменту А. И. Орлов оценивает делократию как один из вариантов делегирования полномочий, изучавшегося ранее в системе менеджмента. Практически реализованным вариантом делократии Орлов называет подрядный метод.

Ссылки Править

Литература Править

Викия-сеть

Случайная вики