ФЭНДОМ

Людовик Делиль де ла Кроер (англ. De L`Istle de la Croy`ere), (1 января 1690, Париж — 10 октября 1741, Петропавловская гавань) — французкий астроном, профессорпо астрономии, экстраординарный академик Петербургской Академии наук (01.01.1727). Приглашен в Петербург в феврале 1726 года по предложению профессора, астронома Ж.-Н. Делиля, его брата, руководившего работами по картографиив АН ([1]).

Был назначен начальником первой русской астрономо-геодезической экспедиции, снаряженной для определения географического положения различных пунктов Севера Европейской России. Производил астрономические и географические наблюдения в Архангельске и на Кольском полуострове (1727—1729). Дневники Д. по Карелии содержат первые сведения о географических координатах некоторых мест на побережью Белого моря. В июле 1732 г. вызвался ехать в Камчатскую экспедицию в качестве астронома и географа. Уже в начале путешествия астроном зарекомендовал себя не лучшим образом, взяв в спутники иностранного авантюриста по имени Рокфор, называвшего себя затем графом Франциском Локателли, в октябре 1733 г. арестованного в Казани и высланного за границу. По мнению Г. Ф. Миллера, наблюдения де ла Кройера редко бывали полезными из-за ограниченности его знаний. Взаимные жалобы И. Г. Гмелина и Миллера, с одной стороны, и де ла Кройера — с другой, вызывали неудовольствие академического начальства. В 1737 г. в {{Якутск]]е астроном окончательно расстался с профессорами и отправился на Камчатку. Прибыл вместе акадеической группой вместе Г. В. Стеллером. Участвовал в плавании к берегам Америки капитана Чирикова на пакетботе «Святой аппостол Павел» и умер от цинги в день возвращения судна в Петропавловскую гавань в устье реки Авача. Похоронен в Петропавловске-Камчатском одновременно с Чарльзом Кларком.

Источники Править

  • Гнучева В. Ф. Материалы для истории экспедиций Академии наук. — стр.33-35;
  • Григорьев С. В. Биографический словарь. Естествознаие и техника в Карелии.-Петразаводск: Карелия, 1978. — стр.98;
  • Пекарский П. П. История императорчкой Академии наук в Петербурге. — СПб., т.1. — 1870. — стр.149-155;

Ссылки Править

  • Архивы. Выставка «От Рейна до Камчатки»: ([2])

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики