ФЭНДОМ

Файл:Hoethit Volyn.jpg

Гётитминерал, назван в честь великого немецкого поэта, философа, естествоиспытателя и коллекционера минералов И. В. Гёте. Синоним — железная руда игольчатая. a-FеООН. Сингония ромбическая, ромбо-дипирамидальный вид симметрии.

Свойства Править

Цвет: жёлтый, охряно-жёлтый, жёлто-бурый, бурый. Блеск: от алмазного до тусклого, в волокнистых разностях — атласный, шелковистый. Полупрозрачен. Цвет черты (цвет в порошке) — от охряно-жёлтого до буро-жёлтого. Твёрдость: 5 — 5,5. Хрупкий. Плотность 4,3. Спайность совершенная по (010), ясная по (100).

Формы нахождения Править

Кристаллы игольчатые, пластинчатые, столбчатые; землистые, порошкообразные массы; почковидные радиально-лучистые тонковолокнистые агрегаты(«бурая стекляная голова»); ноздреватые конкреции, сферолитовые[1] почковидные корки и псевдосталактиты[2]. Под паяльной трубкой плавится с трудом, чернеет и намагничивается (т.к. теряет воду и превращается в магнитный оксид). Растворим в соляной кислоте.

Сопутствующие минералы Править

Гематит, пирит, сидерит, лепидокрокит, ярозит, псиломелан, магнетит, кварц, халцедон, кальцит.

Происхождение и месторождения Править

Встречается в виде продукта выветривания; образуется при нормальных температуре и давлении из других железосодержащих минералов: сидерита, магнетита, пирита и др., либо как продукт осаждения в болотах и природных источниках. Основной компонент лимонита, входит в состав бурых железняков. Изредка встречается как гидротермальный минерал в виде игольчатых и столбчатых кристаллов. Часто находится в виде включений в кристаллах кварца, в халцедонах и в агатах.

Распространён очень широко. Примеры месторождений: Пршибрам (Чехия); Брокен-Хилл (шт. Новый Южный Уэльс, Австралия; Ноб-Лейк, Канада; Лотарингия, Франция; графство Корнуолл, Великобритания; пегматитовое поле Володарск-Волынское (Украина), Средний и Южный Урал (Бакальское м-ие, Гайское м-ие и др.), Куркая Магнитная Аномалия и т.д.

Ссылки Править

  1. Сферолиты. — заметка на информационном сервере Геологического факультета МГУ.
  2. Псевдосталактиты. — заметка на информационном сервере Геологического факультета МГУ.
ca:Goethita

de:Goethit en:Goethite es:Goethita et:Götiit fr:Goethite he:גתיט it:Goethite lt:Getitas nl:Goethiet pl:Goethyt pt:Goethita sk:Goethit sv:Goethit

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики