ФЭНДОМ

Домини́к де Гусма́н Гарсе́с (1170, Калеруэга, Испания - 6 августа 1221, Болонья, Италия) - (лат. Dominicus, исп. Santo Domingo; Domingo de Guzmán Garcés), Св. Доминик де Гусманмонах, проповедник, католический святой. Основатель Ордена проповедников, или ордена доминиканцев.

Биография Править

Файл:Dominic de Guzman - Project Gutenburg - eText13206.jpg

Св. Доминик родился в дворянской семье Гусманов в Калеруэге в 1170 г. Он обучался в школе в Паленсии, где в течении 10 лет изучал свободные искусства и теологию. В молодости Доминик прославился своей добротой и состраданием, известно, что он продавал свои ценные книги и даже одежду, чтобы помочь страдающим от голода и взятым маврами в плен соотечественникам.

В 1196 г. Доминик был рукоположен в священники и стал членом капитула регулярных каноников в г. Осма.

В 1203 г. епископ Диего де Асеведа был послан кастильским королём Альфонсом IX в Данию с дипломатической миссией, имевшей цель добиться согласия на брак датской принцессы с испанским принцем. Доминик был включён в состав этой экспедиции. Проезжая через территорию Южной Франции, епископ и его спутники были поражены размахом распространения на этой территории ереси альбигойцев. После возвращения из северной Европы епископ де Асеведа и Доминик остались в Южной Франции, решив посвятить себя проповеди Евангелия и борьбе с ересью в этом регионе. В 1206 г. ими была основана женская община в Пруйле, состоявшая из дочерей дворян-католиков и женщин, обращённых из ереси. Епископ скоро был отозван папой, но Доминик остался во Франции и продолжал свою деятельность. В 1209-1213 гг.. Доминик вновь проповедует в Лангедоке во время крестового похода против альбигойцев, который позднее возглавил граф Симон де Монфор.

В 1214 появляется первая община в Тулузе, шестеро единомышленников из этой общины стали затем ядром Ордена проповедников.

В 1215 г. во время работы IV Латеранского Собора, Доминик прибывает в Рим и обращается к папе Иннокентию III с просьбой утвердить Орден, однако, утверждён устав ордена был уже в 1216 г. следующим папой Гонорием III в булле Religiosam vitam. Орден получил имя Орден Проповедников (Ordo Praedicatorum, OP), впоследствии его стали чаще называть орденом доминиканцев по имени основателя. Главными задачами ордена были проповедь Евангелия и изучение наук.

В 1217 г. Доминик переехал в Рим, где начал интенсивную работу в интересах созданного им и быстро растущего ордена. В 1218-1219 он совершил визитацию доминиканских монастырей во Франции, Испании и Италии. На первых генеральных капитулах ордена Доминик определил его структуру, в частности ввел разделение ордена на провинции.

В 1221 г., незадолго до смерти, Доминик основал монастырь при римской церкви cв. Сабины.

Умер в 1221 г. в доминиканском монастыре св. Николая в Болонье, где и покоятся его мощи. В 1234 г. папа Григорий IX канонизировал Доминика.

День памяти в Католической Церкви8 августа.

Традиции Править

Традиция Католической Церкви связывает с именем св. Доминика появление Розария – широко распространенной католической молитвы на чётках. По легенде, Розарий был вручён св. Доминику в 1214 г. во время явления Девы Марии. Ещё одна традиция связывает эмблему доминиканского ордена – бегущую собаку с пылающим факелом в зубах - со сном, в котором мать св. Доминика увидела такую собаку накануне рождения сына. Возможно также, что эта эмблема происходит от игры слов: Domini canis – псы Господни.

Иконография Править

Св. Доминик изображается в белой тунике доминиканского монаха, белом скапулярии и черном плаще; иконографические символы св. Доминика - лилия, звезда во лбу или надо лбом, книга (чаще всего открытая на странице со словами "Идите и проповедуйте"), крест основателя (патриарший), храм (латеранская базилика), собака с факелом, Розарий, посох. Самые ранние интерпретации образа святого – изображения XIII века в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции и в базилике Св. Франциска в Ассизи, а также фрески школы Джотто в церкви Сан Доменико Маджоре (Неаполь). Цикл сцен из жизни св. Доминика представлен на полиптихе Ф. Траини (XIV век) для церкви Св. Екатерины в Пизе. Серию одухотворенных образов св. Доминика создал Беато Анджелико (XV век). На картине П. Берругете (XV век) изображено т.н. "Чудо огня", произошедшее в 1207 г. в Фанжо, когда в ходе ордалии еретические книги сгорели, а книга св. Доминика выскочила из огня невредимой. В работах Креспи, Доменикино, Джордано, Тьеполо и других художников изображено явление Девы Марии, вручающей св. Доминику чётки – символ молитвы Розария.

Библиография Править

  • Лакордер А. Жизнь святого Доминика. М, 1915
  • Католическая энциклопедия. М.: Изд. францисканцев., 2002ca:Domènec de Guzmán

de:Dominikus en:Saint Dominic es:Domingo de Guzmán fi:Pyhä Dominicus fr:Dominique de Guzmán it:San Domenico di Guzmán ja:ドミニコ la:Sanctus Dominicus nl:Dominicus Guzman pl:Dominik Guzmán pt:Domingos de Gusmão sk:Dominik Guzmán sv:Dominicus

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики