ФЭНДОМ

Файл:Горный-хрусталь-друза.jpg
Горный хрусталь — минерал, бесцветная, прозрачная разновидность кварца, одна из кристаллических модификаций кремнезема (SiO2). Чистые однородные кристаллы горного хрусталя встречаются редко. Практическое значение имеют кристаллы размером 3—5 см. В России месторождения есть на Урале. Монокристаллы горного хрусталя выращивают в автоклавах. Добавление Ge увеличивает, a Al уменьшает показатели преломления, Fe2+ придает зеленый, Fe3+ — бурый, Со — синий цвет.

Название Править

Название произошло от греч. kristallos, что означате «лед», поскольку в античные времена горный хрусталь считали сильно затвердевшим льдом. Именно под этим названием горный хрусталь упоминается в «Илиаде» и «Одиссее». Марбод Реннский в XII в. писал о происхождении горного хрусталя от льда. В русской терминологии до XIX в термины «хрусталь» и «кристалл» были синонимами. Позднее кристаллами стали называть многогранные минералы, а горным хрусталем — прозрачную разновидность кварца.

Химический состав Править

Двуокись кремния.
Химическая формула: SiO2

Физические свойства Править

  • Цвет: бесцветный
  • Блеск: от стеклянного до жирного на изломе
  • Прозрачность: прозрачный
  • Твердость по шкале Мооса: 7
  • Плотность: 2,52-2,65 гр/см3
  • Излом: неровный
  • Сингония: тригональная
  • Спайность — неясная по ромбоэдру
  • Форма кристаллов: тригонально-трапецевидные
  • Агрегаты: монокристаллы, двойники, друзы, жеоды, щетки

Сопутствующие минералы Править

полевые шпаты, гематит, хлорит, рутил, пирит, самородное золото

Разновидности Править

Аметист, Цитрин, Раухтопаз (дымчатый кварц), Морион, Волосатик, «Волосы Венеры»(с включениями Рутила).

Месторождения, происхождение Править

Встречается главным образом в пустотах гидротермальных жил «Альпийского типа». Образуется также в пегматитовых и в осадочных месторождениях различного типа.

Значение и применение Править

Горный хрусталь применяется в радиотехнике для получения ультразвуковых колебаний. Изготовляют призмы спектографов, линзы. Окрашенные кристаллы горного хрусталя применяются как полудрагоценные камни. Горный хрусталь используется для изготовления ювелирных изделий и предметов роскоши, а также различной магической атрибутики.

Файл:Gorn kristall.jpg

Из истории камня Править

Античные греки и римляне вырезали из горного хрусталя печати, сосуды, украшения. Ферсман писал, что у Нерона были два прекрасных кубка, вырезанных из идеально прозрачных кристаллов. Римские патриции летом охлаждали руки шарами из горного хрусталя. Из кристаллов вырезали зажигательные линзы, с помощью которых жрецы «божественным огнем» зажигали огонь на жертвенниках.

В Китае и Японии изготавливали идеальные шары, многие из которых экспонируются в различных музеях мира. Так, в Национальном музее США в Вашингтоне хранится шар китайской работы диаметром 327 мм, представляющий собой идеальную сферу.

В Оружейной палате Московского Кремля находятся различные сосуды из горного хрусталя: самовар Петра I, выточенный из цельного куска горного хрусталя, бочонок, перечница, кружка, чаши, «рукомой» и т. д. Коллекция посуды из горного хрусталя имеется в Национальном музее в Вене. В Музее естественной истории в Нью-Йорке имеется печать русской работы в виде Атласа, держащего на плечах земной шар.

У жрецов древней культуры майя был череп изготовленый из одного большого кристала горного хрусталя, череп сделан по подобию черепа девушки. Он был идеально отполирован, после его исследования специалисты фирмы «Хьюлетт-Паккард» заявили что на поверхности нет ни единого следа механической обработки, даже механических царапин. Изготовить череп из такого кристала было невозможно, так как кристал состоял из 3-4 сростков, и любая механическая обработка привела бы к разрушения кристалической структуры. С нашими развитыми технологиями такой череп не сложно изготовить, но на нём остануться следы, и он будет изготовлен из идеального кристала выращеного искуственно. Самое интерестное что в глазницах черепа поверхность отполирована в форме линз, а на задней стенке призма. Нижняя челюсть закреплена в полированных гнездах настолько подвижно, что колеблется при движении воздуха. Если в центр носовой полости направить луч света, весь череп начитает светиться, а глазницы — сиять. Замечательная находка была обнаружена в 1927 году в Гондурасе американской археологической экспедицией под руководством Ф. А. Митчел-Ходжеса. Череп использовался жрецами майя для поклонения богине смерти.

В России XVIII—XIX вв. из горного хрусталя вырезали табакерки, пуговицы, печатки, церковную утварь.

В романе «Саламбо» Г.Флобера описывает карфагенский храм, в котором мистическую роль играет хрустальное яйцо, покоящееся на медной колонне. Греческий поэт Ономакрит (V в. до н. э.) считал, что боги не в силах отказать человеку, если он пришел в храм, держа в руках горный хрусталь. Римские врачи в начале нашей эры применяли шары из горного хрусталя как «зажигательные стекла» для прижигания ран.

Согласно преданиям, боги пьют амброзию только из хрустальных кубков. Чистота и прозрачность горного хрусталя стали символом скромности и чистоты помыслов, талисманом, укрепляющим клятвенные договоры.

Магия и здоровье Править

По старинным поверьям горный хрусталь, находящийся рядом со спящим, избавляет от страшных снов, а носимый в перстне — предохраняет от опасности замерзнуть. Как талисман горный хрусталь укрепляет постоянство, а носимый в виде ожерелья, увеличивает у кормящей матери поступление молока. Кроме этого считается, что горный хрусталь, носимый на теле, под бельем с правой стороны живота, улучшает работу желчного пузыря, оказывает седативное, успокаивающее действие. Помогает при заболеваниях печени и желчных путей — острых и хронических, желтухе. Предохраняет детей от легочных заболеваний.
Шары из горного хрусталя иногда пытаются использовать как средство концентрации мысли; внимательно вглядываясь в них, маги якобы видят прошлое и будущее. Считается, можно обойтись и без шара, а поместить хрустальный предмет в темной комнате, направить на него луч света и долго всматриваться, не мигая и концентрируя свою волю, чтобы увидеть в кристалле то, что хочется увидеть. Хрусталь для этих опытов должен быть совершенно прозрачным. Дымчатым хрусталем (раухтопазом) пользоваться не рекомендуется, т. к. утверждается, будто он слишком возбуждает фантазию и искажает картины будущего.
Поскольку на сегодняшний день не имеется никаких научных тому подтверждений, к подобного рода утверждениям стоит относиться осторожно и взвешенно. Чрезмерное доверие к призрачной простоте подобных рецептов может обернуться и немалым вредом, т.к. увлечение ими может лишь отвлечь от самостоятельного решения жизненных проблем или от своевременного и серьёзного лечения.

Ссылки Править

lv:Kalnu kristāls

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики