ФЭНДОМ

Файл:Goerzw.gif

Горицкая династия (нем. Goerzer; словен. Grofje Goriški) — немецкая династия эпохи средних веков, представители которой правили в Горице (10751500), Тироле (12531363), Каринтии и Крайне (12861335), а также в Чехии (1306, 13071310). В конце XIII века представителям Горицкой династии удалось объединить под своей властью большую часть территории к югу от Австрии и Баварии, однако позднее они уступили доминирующие позиции в регионе австрийским Габсбургам. До конца XV века Горицкая династия сохраняла определённое влияние во Фриули и Каринтии, пока со смертью последнего представителя рода в 1500 г. владения графов Горицких не были присоединены к Австрийской монархии.

ПроисхождениеПравить

Горицкая династия ведёт своё происхождение от некоего Гартвика, который в середине X века был палатином Каринтии — обширного герцогства, простиравшегося от Австрии до Вероны. Согласно традиции этот Гартвик принадлежал к семье Арибо, пфальцграфа баварского в начале X века. В середине XI века Энгельберт I, потомок Гартвика по материнской линии, был графом в долине реки Пустер в юго-восточном Тироле. Он женился на Хедвиге, дочери Маркварта III, герцога Каринтии из династии Эппенштейнов. По всей видимости этот брак принёс Энгельберту I замок Гёрц (Горица), принадлежащий с начала XI века Эппенштейнам. Сын Энгельберта, Генрих I (ум. 1102) перенёс свою резиденцию из Линца в Горицу и стал первым графом Горицким.

Расцвет династииПравить

При приемниках Генриха I Горицкое графство постепенно завоевало своё место в системе внешнеполитических связей юго-восточных областей Германии. Мейнхард II (ум. 1232) вступил в союз с Андексским домом, доминирующим в регионе, а его внук Мейнхард III (1232—1258), женившись на наследнице Тирольского графства, присоединил к своим владениям Тироль. Наибольшего расцвета влияние Горицкой династии достигло в период правления Мейнхарда IV (1258—1295), который одержал верх над епископами Бриксена и Трента и объединил под своей властью обширные территории от Форарльберга до Крайны и от Инсбрука до Аквилеи. В 1286 г. в качестве благодарности за поддержку императора Рудольфа I Мейнхард IV получил герцогство Каринтия.

Горицко-Тирольская линияПравить

В 1271 г. владения Горицкого дома были разделены между двумя ветвями династии: Мейнхард IV получил Тироль, основав Горицко-Тирольскую линию, а его младший брат Альбрехт I — Горицу и ряд ленов в Крайне и Каринтии. Горицко-Тирольская линия играла значительную роль в политике юго-восточной Германии первой половины XIV века. Генрих (1270—1335), сын Мейнхарда IV, стал в 1306 г. королём Чехии. Правда время его царствования на чешском престоле было недолгим: в 1310 г. он был свергнут, однако до конца жизни не оставлял попыток возвратить себе корону и активно боролся против Люксембургской династии, резко усилившей свои позиции в регионе. После смерти Генриха в 1335 г. в Горицко-Тирольской линии не осталось наследников мужского пола и, в соответствии с соглашением 1282 г., Каринтия отошла к австрийским Габсбурги. Тироль, однако, остался независимым под властью дочери Генриха Маргариты (1318—1369). В своей политике она ориентировалась на Баварию и вошла в историю как «самая уродливая женщина в истории» — прозвище, закрепившееся за ней после оскорбительных выпадов о её внешности папы римского, объяснявшихся скорее политическими мотивами. В 1363 г., после смерти сына Мейнхарда III, Маргарита уступила давлению австрийского герцога Рудольфа IV и отреклась от престола в его пользу. Это означало присоединение Тироля к Австрии. Со смертью Маргариты в 1369 г. Горицко-Тирольская линия династии пресеклась.

Горицкая линияПравить

Основателем Горицкой линии династии стал Альбрехт I (ум. 1304), младший сын графа Мейнхарда I. Сын Альбрехта, Генрих II (1250—1323), граф Горицы, был выдающимся военачальником, чьё влияние распространялось далеко за пределы родного графства. Патриарх Аквилеи назначил Генриха генерал-капитаном Фриули, коммуна Падуи избрала его своим защитником, а город Триест — своим бургомистром. Он также являлся представителем императора в Северо-Восточной Италии. Несмотря на раннюю смерть Генрих II обеспечил усиление влияния Горицкой династии в регионе и добился того, что пост генерал-капитана Фриули, а значит и фактическое управление этой областью стало наследственным в линии графов Горицы.

Сыновья Генриха II разделили между собой наследственные владения, что привело к падению авторитета династии, росту задолженности графов и ухудшению экономического состояния Горицы. В 1375 г. граф Альбрехт IV был вынужден уступить австрийскому герцогу Леопольду III Габсбургу свои владения во Внутренней Истрии, Словенской марке и на побережье Адриатики. В 1382 г. под власть Габсбургов перешёл Триест. Во Фриули усилилась феодальная аристократия крупных городов, которая практически устранила власть графов Горицы.

Падение престижа и дальнейшая деградация графства продолжились при Генрихе V (1376—1454), который распродавал фамильные драгоценности и земли, пьянствуя и ведя невоздержанный образ жизни. Его жена Екатерина Гараи даже была вынуждена запереть своего супруга в замке Брук в Линце, чтобы воспрепятствовать окончательному разорению государства. Последний правитель Горицы граф Леонард (1440—1500) не смог радикально поправить финансовые проблемы государства. Более того, он столкнулся с началом турецких набегов, которым граф не мог противостоять. Со смертью Леонарда в 1500 г. Горицкая династия прекратилась. Горица и Восточный Тироль перешли под власть Габсбургов.

См. также:Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики