ФЭНДОМ

Шаблон:Antic-stub

Горгий (483 до н. э., Леонтины, Сицилия — 375 г. до н. э., Ларисса в Фессалии) — древнегреческий софист, крупнейний теоретик и учитель красноречия V в до н. э.

Горгий родился в г. Леонтины. Риторике обучался в Сицилии у знаменитого Корака. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Возглавляя Леонийское посольство в Афинах, Горгий сумел своей речью уговорить афинян предоставить военную помощь. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии в 392 году он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему даже была поставлена статуя в Олимпии).

Горгий был одним из первых ораторов нового типа – не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости».

Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки – серьёзностью». Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, – «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приёмов надолго сохранили название «горгианские фигуры» ("горгиевы фигуры"). Горгий писал свои речи на аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады.

Какое-то время Горгий был последователем Эмпедокла, затем проповедовал абсолютный скептицизм:

  1. Ничего не существует,
  2. Если бы что-либо существовало, то оно было бы непознаваемо,
  3. Если бы даже что-нибудь существовало и было познаваемо, то знание о нём нельзя было бы сообщить другим.

Основы софистического учения сформулированы в основном сочинении Горгия: «О не-сущем, или о природе».

Горгий также был одним из учителей Антисфена — основателя школы киников.

Wikiquote-logo
В Викицитатнике есть страница по теме
Горгий
bg:Горгий

bs:Gorgija ca:Gòrgies cs:Gorgiás z Leontín de:Gorgias el:Γοργίας en:Gorgias eo:Gorgio es:Gorgias eu:Gorgias fi:Gorgias fr:Gorgias gl:Gorxias de Leontini he:גורגיאס hu:Leontinoi Gorgiász it:Gorgia la:Gorgias nl:Gorgias no:Gorgias pl:Gorgiasz pt:Górgias de Leontini ro:Gorgias scn:Gorgia sh:Gorgija sk:Gorgias sv:Gorgias tr:Gorgias

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики