ФЭНДОМ

Валентин Павлович Гóлубев (род. 25 ноября 1948, пос. Сосновая Поляна Ленинградской обл.) — поэт, переводчик. С 1990 — член Союза писателей СССР (с 1992 — член Союза писателей России). Автор десяти поэтических сборников. Лауреат литературных премий, среди которых всероссийская премия «Ладога» им. Александра Прокофьева (первая премия, 2001), всероссийская православная премия им. Святого и Благоверного кн. Александра Невского (первая премия, 2004).

Биография и характеристика творчества Править

Родился в семье плотника; родители — выходцы из крестьян Костромской губернии «Неизгладимые впечатления на всю жизнь оставило детство: материнские песни и сказки, сельские праздники, здоровый уклад жизни»,— вспоминает Голубев. Стихи начал писать в школьные годы, первая публикация — в 1964 в газете «Ленинские искры». После окончания школы учился в техникуме и в Ленинградском Университете (ЛГУ).

В середине 1960-х Голубев знакомится с поэтом Игорем Григорьевым и входит в круг его общения (А. Прокофьев, И. Глазунов, Ф. Абрамов, П. Выходцев, А. Горелов), где формируются эстетические и художественные взгляды поэта.

В начале 1970-х Голубев— член литературной мастерской Союза Писателей при журнале «Аврора», руководил которой А. Шевелев. Голубев публикует стихи в периодике Ленинграда и Москвы («Аврора», «Молодая гвардия», «Студенческий меридиан», альманах «Истоки», «Молодой Ленинград», «День поэзии»). Участник VI Всесоюзного совещания молодых литераторов в Москве (1975).

В 1976 выходит первая книга стихов «Праздник». Голубев совмещает литературный труд с работой на производстве, пройдя путь от слесаря до начальника крупного заводского цеха.

В 1980-е Голубев близко сходится с Николаем Тряпкиным, с которым познакомился ещё в середине семидесятых. Публикуется в периодике Ленинграда и Москвы. Поэт В. Боков и фольклорист А. Горелов дают рекомендации для приема в Союз писателей. Принят в 1990 г.  Создает и возглавляет поэтическую мастерскую «Содружество».

Уже в первой книге «Праздник» (1976) заметны стремление Голубева к философскому осмыслению действительности и цельность поэтического характера. «Прошлое Родины для Голубева— не просто опоэтизированная история, а нерушимая основа, живительный источник творчества. Его стихи уходят корнями в русскую былину, сказку, песню»,— писал в предисловии к сборнику А. Шевелев. Критика отмечала, что «поэт декларирует великую, дерзновенную веру несгибаемых, сильных духом людей... при этом добивается сплава интимного, личного начала с пафосом подлинной гражданственности» (Ростовцев Ю. Так начинают жить стихом // Молодой Л-д. Л., 1976). Лирический герой ощущает кровное родство с павшими на войне: «Мне выпал жребий, жизни дар: / Когда для гроз настанут сроки, / Чтоб на себя принять удар, / Быть самым деревом высоким!». Зарисовки деревенского быта и пейзажи Г. отличает живописная пестрота, «размашистость, цветистость образа, любование сказочными персонажами» (Сотников Н.). Некоторые образы весьма трогательны: «На привязи дороги, как телёнок, / Посёлок посреди полей пасётся». Голубев насыщает язык разговорными интонациями и словами, заимствованными из живой народной речи, его стихи лежат в русле песенно-фольклорной традиции, идущей в русской поэзии от А. Кольцова.

Сборник «От весны до весны» (1985) и «На черный день» (1990) — о сложности и богатстве человеческой души, о стремлении к счастью. Творческой манере автора свойственны экспрессия, высокий накал чувств. В этих книгах Голубев выступает как зрелый поэт, тонко чувствующий красоту и разносторонность слова, вдумчиво работающий над ним. Выверенность строк, самоограничение и строгий отбор выразительных средств — принцип поэзии Голубева, исповедуемый им в признании: «Написать стихотворение — / Это поставить рядом хотя бы два слова / Так, / Как стоят под венцом жених и невеста, / Так, / Как стоят рядом отец и сын / На краю вырытой ими ямы / Перед расстрелом» («На черный день»). «Основные поэтические открытия Г. <...> находятся в области выявления в простых бытовых деталях глубокого, не очевидного смысла» (Ахматов А.). Традиции русской поэзии (прежде всего образы и мотивы С. Есенина и Н. Клюева), русской жизни, опыт собственной души — сплавлены в его стихах, которым присущи совр. техника стихосложения, свободная строфика, ритмическое разнообразие.

В книгах «Русская рулетка» (1998) и «Жизнь коротка» (2002) Голубев предстает как поэт глубоко драматический, его поэзия насыщается напряженным лирико-философским размышлением. В зрелом творчестве Голубева открываются абсолютные ценности, приходят размышления о Промысле («Все, что окажется миру ненужным / Бог приберет») и о глав. делании человека: «Только бы в этой земной круговерти / Душу спасти» («Жизнь коротка»). Входят религиозные мотивы — греха и покаяния, прощания с жизнью и неизбежного предстояния перед Богом («Ода палачеству», «В церквушке на Охтинском кладбище...»). При этом в стихах Голубева нет следов «декоративного православия», христианство предстает как собственная, внутренне принятая вера. На фоне подступающей смерти, звучащих реквиемов живет зернышко любви, и, говоря о неизбежности земного конца, поэт исполнен надежды на встречу с близкими: «Здравствуй, последний мой милый приют, / Путник веселый к вам в двери стучится. / Здесь меня любят и здесь меня ждут...» («Жизнь коротка»).

Сборник «Жизнь коротка» венчает стихотворение «Русская душа». Поэт размышляет о месте России в мире и своеобразном её характере: «Немец капнет, где русский плеснет, / Чтобы душу живьем вынимало. / Здесь на праздник Чернобыль рванет, / Так, что всем не покажется мало». Таинственная судьба России — «жутко-прекрасная», с крайностями гордыни и нищеты, крови и смирения, её «нельзя объяснить», остается лишь признать, что она «Богом дана».

Религиозно-поэтическая тема Голубева — мученичество родины и мученичество Сына Божия в России (тютчевский мотив страдающего и благословляющего Царя Небесного, исходившего Русь). От стихотворения к стихотворению она звучит все горше («На досках русский Бог распят...», «Нас, как распяли, облукавили...», «Благодать»). Стихи книги «Русская рулетка» — о русской историч. стуже, о лихом и страшном времени 1990-х. Автор ищет своё место в горькой исторической перспективе «Мы как в „яблочко” попали / В век, где бед, как звезд и чисел, / Самый светлый здесь в опале, / Самый честный — беззащитен» («Рождество»). Финал книги — три плача по митрополиту С.-Петербургскому Иоанну, объединенные в цикл «Тризна», где поэт выражает самосознание воина, готового к жертвенному подвигу: «Мы стоим последнею заставой / Смертные, готовые на смерть». За книгу «Русская Рулетка» Валентину Голубеву присуждена Всероссийская литературная премия «Ладога» им. Александра Прокофьева.

В книгу избранной лирики Голубев «Памятка» (2004) вошла одноименная поэма, посвященная памяти протоиерея Николая Гурьянова, в которой светлый образ праведного старца побуждает поэта к новым раздумьям о судьбах родины. За эту книгу Голубев удостоен литературной премии св. Александра Невского (2004). В «Памятке» поэтический язык Голубева, который сочетает синтез фольклорного истока и совр. звучания, основывается «на корневой основе родной речи, будь то оригинальные звуковые ряды с переливчатыми аллитерациями или такие авторские неологизмы, как “залихватчик”, “отмета”, “сова-усыпиха”, “времячко-гулёно”. В русло русской речи естественно вливаются и принимаемые от Голубевым свежие словосочетания: “вертухай виртуального мира”, “даже в безвыходстве выход есть”» (Белов А.). За книгу «Памятка» Валентину Голубеву присуждена Всероссийская православная премия им Святого и Благоверного кн. Александра Невского.

После «Памятки» ― своеобразного водораздела в творчестве Голубева ― поэт ищет новые пути: «Двигаться по инерции нельзя. Мир меняется не только вокруг нас, но в первую очередь в нас самих. Всё больше привлекает поэтика русских обрядовых песнопений, старинных сказаний… На мой взгляд, «возвращение домой» – это единственно верный путь» (ЛГ. 2005. № 26). В поэме «Возвращение домой: Лирический дневник» (2008) появляются новые строфика и ритм, неожиданный синтаксис. Обновляется образная система: «Заряжаю от молний мобильник», «Утрачен / Код небесного главного доступа». Голубев по-прежнему пытается философски осмыслить мир, но стройная система христианских представлений его уже не удовлетворяет: «Стёрлась на моём колечке надпись: / “Господи, спаси и сохрани”». Вторгается языческая стихия, православные категории смешиваются с языческими верованиями; к поэту являются и ведут беседу Мара и Морок, духи темного мира у древних славян. Сквозные образы поэмы олицетворяют различные начала: светлая девочка, кошка, птицы, волки.

В стихах Голубева рубежа 2010-х ― размышления о прошедшей жизни («Свет просеян сквозь стекла цветные / Вечереющей жизни…»), мотивы одиночества («Ближе к небу — острей одиночество…»), образы своих душевных состояний («Душа совсем от рук отбилась / Крылышками, / улетев в скворечник»).

В 2013 году вышел новый сборник поэта «Возвращение домой». Это книга – своеобразное подведение жизненных итогов, когда возникает потребность «возвращения домой», к своим корням, к памяти предков. « Старость показывается как состояние предельной близости с землей, с которой человек  за годы полностью сроднился; мудрость прожившего долгую жизнь человека определяет его готовность к смерти как к возвращению домой: Сорные травы, названья которых забыты: / Сныть, веретельник, волчец и еще, и так далее – в глуби / Древних корней родовых, / Безымянности вроде и рады. / Так им спокойней в миру вековечном, но квиты / Будем мы с ними, когда и меня в глиноземные глыбы / Молча положат, как звали – забудут. / Стою у ограды. / Правлю косу, косовищем упертую оземь. / Гулко, и звук разлетается, слышно и в Иерихоне. / Выскочил следом козленок, калитка прикрытая, вроде. / Между мирами сквозит… Последняя из приведенных строк, на мой взгляд, одна из лучших в книге – простая и ясная, предельно емкая поэтическая формула, раскрывающая мистическое мировидение через тонкое, неочевидное ощущение.» (Круглов Р.). За эту книгу В. Голубеву присуждена премия им. А.К. Толстого (2013).

Выдержки из критических статей:

…Мастерство Голубева почти незаметно, как воздух; техника не превалирует, кажется, порою ты видишь несказанное – указанное поэтом – чувство, явление, движение души. Его мастерство в силе стиха, когда слово, кроме себя как такового, влечёт ряд ассоциаций, когда взятый момент есть узел, связывающий время, пространство, глаз, сердце, руку. И в то же время стихотворный ряд Голубева, прежде всего обряд, нечто однажды заведённое, почти неизменное, вещающее об изменчивом мире. "Был пуст простор и ночь беззвездна,/Лишь женщина прошла с косой./К каким покосам? Неизвестно./Я вышел крикнуть ей:/– Постой!.." Поэт создаёт и широко пользуется системой условно-индикаторных образов: женщина с косой, игольное ушко судьбы, старость – памяти чёрный провал, сад, забывшийся яблоневым сном, стынь седины за оконною ставней… Осколками зеркала народного, в которое смотрит мир от века, Валентин Голубев творит узоры в поэтическом калейдоскопе. Его лучшие стихи хочется сравнить с удивительными в своей ясной чистоте русскими северными белыми полотенцами с красными, крестами шитыми, птицами. "Обнявшись, в игольное ушко судьбы/Проходим меж туч в ледовитых проломах." Орнамент брусничной нитью по белому – поди, удивишь этими «украсами»! А ведь, помимо загадочной красоты, тут и терпение, подвижничество – невидимый подвиг, под синичье пенье – против течения жизни. Челнок станка – и челн судьбы. Задумаешься, удивишься. … Александр Медведев. СОКРОВЕННЫЙ МИР. Стихотворения Валентина Голубева[1]
Критик Роман Круглов о творчестве Валентина Голубева:

…Авторский образ мысли нельзя назвать догматически православным: одухотворение окружающего мира и ощущение своей сопричастности круговороту земной жизни выступает на первый план, идея спасения души и личного бессмертия в книге не явлена; не случайно в одном из стихотворений поэт впрямую называет себя «Православный полуязычник». Глубинная связь поэта с землей видна и в первом процитированном отрывке, где отбившаяся от рук душа лирического героя улетает в скворечник (а не на небо, например). … Можно сказать, что предмет творческой рефлексии поэта – жизнь как тайна: каждый изображенный предмет несет в себе символическое значение, обозначает своим существованием постоянное присутствие высших сил. Художественный мир книги полон житейских подробностей, воспринятых медитативно – повседневные действия, быт, люди и природа наделены тайным смыслом. Поэтическая реальность Голубева сакрализована – вполне материальная природа изображенных явлений не препятствует тому, что мыслятся они, прежде всего, как частные проявления общих, надмирных законов. … В свободном стихе Голубева, очевидно, привлекает не вседозволенность и мнимая простота – поэт стремится сохранить густоту смысла, не опираясь на инструментовку стиха. … Благоговение перед жизнью предполагает вдумчивое вслушивание, внимание и серьезность, выражением которых становится поступок, а для поэта поступок – это стихотворение. Внутреннее напряжение, необходимое в литературном произведении, является, помимо прочего, признаком авторской ответственности, осознания веса собственных слов. И в этом, пожалуй, состоит самое значительное отличие Голубева от продолжателей традиций авангарда. Несмотря на значительный элемент эксперимента, голубевский стих тяготеет к «обязательности», «регулярности», характерной для классического искусства. … Поэт на совесть делает своё дело – говорит себе и читателю о том, что почувствовал и узнал о жизни. В основном, это парадоксальные мысли, смутные предощущения, но ведь жизнь – тайна, и говоря о ней так – без логических выводов, без доказательств – Голубев поступает честно. Роман Круглов. МЕЖДУ МИРАМИ СКВОЗИТ… О книге Валентина Голубева «Возвращение домой»[2]

Основные публикации и книги Править

Журналы:

Аврора (Ленинград) - (№5 1974;№8 1975;№3 1976);

Студенческий меридиан (Москва) - (№2 1978; №9 1989);

Наш Современник (Москва) - (№7 2001; №7 2003; №7 2008);

Всерусский Собор (СПб) - (№1 2001; №2 2005;№4 2008);

Родная Ладога (СПб) – (№1 2009; №2 2015)

Невский альманах (СПб) - (№3 2003;№6 2008; №2 2010; №6 2013);

Нева(СПб) -- (№3 2003);

Немига литературная(Минск) -- ( №1 2005);

Северная Аврора(СПб) -- (№7 2008);

Петербургские строфы(СПб)( все номера 2008—2015);

Москва (Москва) – (№9 2010);

Окно(СПб) (№5 2010; №14 2015);

Литературная газета № 30 (6518) (22-07-2015)

Русское Эхо(Самара) –(№1 2014);

Русское Слово(СПб) – (№11 2015); и другие, а также многочисленные альманахи и кол. сборники.

Антологии:

Антология петербургской поэзии начала ХХ1 века (СПб) – 2005;

Точка отсчёта. Антология петербургской поэзии. (СПб) – 2010)

Русская поэзия ХХ1 век. Антология. (Москва) – 2010;

Десятая часть века. Антология русской поэзии 2001—2010.(СПб) –2012; и другие.

Книги:

Праздник: Стихотворения. – Л., 1976;

Истоки.(Книга в альманахе) – М., 1983;

От весны до весны: Стихотворения. – Л., 1985;

На чёрный день: Стихотворения. – Л., 1990;

Русская рулетка: Стихотворения. – СПб, 1998;

Жизнь коротка: Стихотворения. – СПб, 2002;

Памятка: Избранное. – СПб, 2004;

По ту сторону фьорда.(Переводы с норвежского).—СПб, 2005;

Избранная лирика: Антология лауреатов премии «Ладога» им. А.А. Прокофьева «Россию сердцем обнимая…». – СПб, 2004 и 2008;

Возвращение домой: Стихотворения – СПб,2013 и др.

Премии и награды Править

Всероссийская премия «Ладога» им. Александра Прокофьева(первая премия). 2001;

Всероссийская православная премия им. Святого и Благоверного кн. Александра Невского (первая премия). 2004;

Премия им А.К. Толстого. 2013;

Серебряная медаль князя Александра Невского (2005);

Серебряная медаль «За заслуги перед отечественной культурой»  (2013);

Рецензии (Критика) Править

Сотников Н. Пять поэтич. премьер // Молодой Л-д. Л., 1978;

Пикач А. Открой поэта... // Молодые о молодых. М., 1979;

Рыбакова В., Романов А. Шаги над пропастью. Челябинск, 1999; Курбатов В. Если не будите как дети…//Роман-газета ХХ1 век. №7 1999. М.:

Ахматов А. Черный хлеб поэзии Валентина Голубева: О книге «Русская рулетка» // Ахматов А. Срез. СПб., 2001;

Яркова М. О, слово русское, родное. СПб., 2002. Вып. 2;

Белов А. В русле русской речи. О кн. В. Голубева «Памятка: Избранное» // Всерусский собор. 2005. № 1;

Любомудров А. Голубев Валентин Павлович // Русская литература ХХ век.(справочник) М. 2005;

Рыбакова В., Романов А. На красный свет: Критика, публицистика, литературоведение. СПб., 2008;

Любомудров А. Голубев Валентин Павлович – поэт.//Литературный Санкт-Петербург ХХ век.(справочник) -- 2011, СПб.

Бобкова З. Поэт о поэте. //Петербургские строфы. СПб, 2014;

Медведев А. «В заботах грешных…»// Литературная газета» 6-12 августа 2014. М.;[3]

Круглов Р. Между мирами сквозит…О книге Валентина Голубева «Возвращение домой»// Молодой Санкт-Петербург. 2015. СПб и др.

Примечания Править

  1. Санкт-Петербургский Дом писателя. http://dompisatel.ru/node/1820.&#32;Проверено 8 февраля 2016.
  2. Санкт-Петербургский Дом писателя. dompisatel.ru. Проверено 8 февраля 2016.
  3. PWEB.RU — Профессиональные Интернет-решения. «В заботах грешных» - Литературная газета. lgz.ru. Проверено 8 февраля 2016.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики