ФЭНДОМ

Гней Ю́лий Агри́кола (лат. Gnaeus Julius Agricola, 13 июня 40 г., Форум Юлия — 23 августа 93 г.) — римский полководец и государственный деятель.

Родился в семье сенатора Юлия Грецина. Обладая дарованием оратора Грецин попал в немилость Калигулы после того, как получив в приказ выступить с обвинительной речью против Марка Юния Силана (38 г.), отказался от этого поручения и был казнен вскоре после рождения сына. Детство Агрикола провел в Массилии с матерью Юлией Присциллой. По её совету Агрикола решил сочетать философию с политикой и воинской службой.

Как сын сенатора, до начала политической карьеры Агриколе необходимо было пройти военную службу в звании военного трибуна. В 59 г. он в первый раз участвовал в походе в Британию и под руководством Светония Паулина принимал участие в подавлении восстания Боудикки.

После возвращения в Римв 62 г. женился на Домиции Децидиане. Это брак принес ему почет и влиятельную поддержку.

В 64 г. получил квестуру в провинции Азия, где в то время проконсулом был Сальвий Тициан. Далее последовала должность народного трибуна, а в 68 г. - претура. Все годы до гражданской войны, последовавшей за смертью императора Нерона, Агрикола провел не привлекая к себе внимания, без особого стремления к славе или чрезмерному обогащению.

В начале 69 г. поместье Агриколы в Лигурии было разграблено марадерствующими моряками Отона. Во время налета погибла Юлия Присцила - мать Агриколы. После этого, прослышав о выступлении Веспасиана, Агрикола принял его сторону.

В 71 г. Агрикола получает командование XX легионом, стоявшим в Британии. Во время гражданской войны британские легионы поддерживали Вителлия и после утверждения Веспасиана медлили с присягой. Продемонстрировав превосходные дипломатические качества Агрикола усмирил воинов, привел легион к присяге и, в дальнейшем, учавствовал в боевых действиях под началом наместника Британии Петилия Цериала, проявив свой талант военачальника.

Вернувшись в Рим, Агрикола получает в управление провинцию Аквитания(73 г.). Эту должность он занимал менее трех лет, успев зарекомендовать себя, как талантливый администратор.

В 77 г. он был возведён в звание консула и в 78 отправился консульским легатом в Британию, где выказал необыкновенную деятельность в качестве полководца и администратора. Он не только укрепил пошатнувшееся владычество римлян в этой отдалённой провинции, но и расширил его до Каледонского плоскогорья. Для обеспечения своих завоеваний в Британии он построил ряд укреплений между Клотой и Бодотрией.de:Gnaeus Iulius Agricola en:Gnaeus Julius Agricola eo:Gnaeus Julius Agricola es:Cneo Julio Agrícola fi:Gnaeus Julius Agricola fr:Julius Agricola it:Gneo Giulio Agricola la:Iulius Agricola nl:Gnaius Julius Agricola no:Gnaeus Julius Agricola pl:Juliusz Agrykola sr:Гнеј Јулије Агрикола uk:Агрікола Гней Юлій

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики