ФЭНДОМ

Гипс — минерал из класса сульфатов, по составу CaSO4•2H2O.

СвойстваПравить

Блеск стеклянный, спайность весьма совершенная в одном направлении. Плотность 2,3 г/см3, твердость по шкале Мооса 2.

При 107°С частично теряет воду, переходя в белый порошок алебастра, (2CaSO4•Н2О), который заметно растворим в воде. В силу меньшего количества гидратных молекул, алебастр при полимеризации не дает усадки (увеличивается в объеме прибл. на 1%).

РаспространениеПравить

Встречается в виде бесцветных или белых кристаллов, иногда окрашенных захваченными ими при росте включениями и примесями в бурые, голубые, жёлтые или красные тона. Образует прожилки параллельно-волокнистой структуры (селенит) в глинистых осадочных породах, а также сплошные мелкозернистые агрегаты, напоминающие мрамор (алебастр). Иногда в виде землистых агрегатов, а также слагает цемент песчаника. В почвах аридной зоны формируются новообразования гипса: одиночные кристаллы, двойники («ласточкины хвосты»), друзы, «гипсовые розы» и т.д.

ПрименениеПравить

Волокнистый гипс (селенит) используют для недорогих ювелирных изделий. Из алебастра издревле вытачивали крупные ювелирные изделия — предметы интерьера (вазы, столешницы, чернильницы и т. д.). Обожженный гипс применяют для отливок и слепков (барельефы, карнизы и т. д.), как вяжущий материал в строительном деле, в медицине. Используется для получения строительного гипса, высокопрочного гипса, гипсоцементно-пуццоланового вяжущего.

Производство Править

В 2005 в мире произведено 110 млн. тонн гипса (увеличение на 0,9%). На четырёх крупнейших продуцентов — США, Иран, Канаду и Испанию — приходится 43% мирового производства гипса.bg:Гипс de:Gips el:Γύψος en:Gypsum eo:Gipso es:Yeso fi:Kipsi fr:Gypse hu:Gipsz ja:石膏 la:Gypsum lt:Gipsas nl:Gips pl:Gips sk:Sadrovec sv:Gips zh:石膏

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики