ФЭНДОМ

Герцог Йоркский (англ. Duke of York) — герцогский титул, который английские короли давали членам своего семейства.

Эдуард III дал его своему четвёртому сыну Эдмунду, основателю Йоркской фамилии, спорившей из-за английской короны с Ланкастерской линией (война Алой и Белой розы). Титул носил сам Эдмунд (ум. 1402), его старший сын Эдуард Норичский, погибший в битве при Азенкуре в 1415 году, и племянник последнего Ричард Йоркский, претендовавший на престол, одно время бывший наследником Генриха VI и погибший в сражении при Уэйкфилде в 1460. Сын Ричарда, ставший королём Эдуардом IV, сделал герцогом Йоркским своего младшего сына — одного из «принцев в Тауэре», погибших, как обычно считается, по воле своего дяди Ричарда III.

Генрих VIII и Карл I носили титул герцога Йоркского до смерти своих старших братьев (после чего они стали принцами Уэльскими), Иаков II — до вступления на престол. Сын Иакова II, претендент Иаков III, пожаловал в изгнании своему второму сыну, Генриху-Бенедикту, титул герцога Йоркского; он был известен под именем кардинала Йорка, и с ним прекратился в 1807 королевский род Стюартов.

Георг I дал в 1716 своему брату Эрнсту-Августу, епископу оснабрюкскому, титул герцога Йорка. После его смерти (1728) титул перешёл к Эдуарду-Августу, второму сыну принца Фредерика Уэльского и внуку Георга II, умершему бездетным в 1767. Тогда титул герцога Йорка был дан Фредерику, второму сыну короля Георга III, известному военачальнику; он умер в 1827 году также бездетным.

Затем титул этот носил родившийся в 1865 году внук королевы Виктории Георг, который после смерти бабки и вступления на престол отца, Эдуарда VII, стал принцем Уэльским, а в 1910 году наследовал отцу как Георг V. Следующим герцогом Йоркским был его второй сын Альберт, который после отречения старшего брата Эдуарда VIII в 1936 также стал королём (как Георг VI).

Ныне титул герцога Йоркского носит Эндрю, второй сын королевы Елизаветы II. Так как у него нет сыновей (и, по всей видимости, не будет), после его смерти титул вновь вернётся к короне.

Таким образом, какой-то «злой рок» сопровождает титул герцога Йоркского: вот уже более пятисот лет ни одному принцу, носящему этот титул, не удалось передать его своему сыну: либо герцоги Йоркские вступают на престол, либо умирают, не оставив сыновей.

de:Herzog von York

en:Duke of York es:Ducado de York fr:Liste des ducs d'York ja:ヨーク公 nl:Hertog van York no:Hertug av York pl:Książę Yorku pt:Duque de York sv:Hertig av York zh:约克公爵

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики