ФЭНДОМ

{{{имя}}}
Школа/традиция:

{{{школа}}}

Геракли́т Эфе́сский (др.-греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος) — древнегреческий философ-досократик. Единственное сочинение — «О природе».

Биография Править

Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного. Он родился и жил в малоазийском городе Эфесе, его акмэ приходится на 69 олимпиаду (504—501 гг. до н. э.), из этого можно приблизительно вывести дату его рождения (около 540 г.) Гераклит принадлежал к роду басилевсов, однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата. Диоген Лаэртский сообщает, что Гераклит, возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами. Он же пишет, что к философу в его добровольном изгнании явился ученик Парменида Мелисс и представил Гераклита эфесцам, которые не хотели его знать.

Биографы подчёркивают, что Гераклит не был ничьим слушателем. Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно. С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем платоновского диалога.

Мрачные и противоречивые легенды об обстоятельствах смерти Гераклита (велел обмазать себя навозом и, лёжа так, умер…, сделался добычей собак…) некоторые исследователи интерпретируют как свидетельства о том, что философ был погребён по зороастрийским обычаям. Следы зороастрийского влияния обнаруживаются и в некоторых фрагментах Гераклита.

Учение об огне и логосе Править

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.

Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).

Идея всеобщей изменчивости и движения Править

Гераклит считал, что всё постоянно и непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь.

См.также Править

Изречения Править

Wikiquote-logo
В Викицитатнике есть страница по теме
Гераклит
  • Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю. (55 DK)
  • Природа любит прятаться. (123 DK)
  • Тайная гармония лучше явной. (54 DK)
  • Я искал самого себя. (101 DK)
  • Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон (δικη) и что все возникает через вражду и заимообразно. (80 DK)
  • Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными. (53 DK)
  • На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды (12 DK)
  • Век — дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле. (52 DK)
  • Личность (ηθος) — божество человека. (119 DK)
  • Народ должен сражаться за попираемый закон как за стену (города). (44 DK)

(Приводятся по изданию: Фрагменты ранних греческих философов, М., Наука, 1989)

  • «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мирами разгорающимся и мирами погасающим». (Гераклит, кон. VI — нач. V в. до н. э.). «Перекличка веков» (Размышления, суждения, высказывания), Москва, «Мысль» 1990, стр.16.

Сочинение Править

Шаблон:Wikisource Единственное сочинение Гераклита не сохранилось до наших дней. Однако у более поздних авторов (от Аристотеля и Плутарха до Климента Александрийского и Ипполита Римского) мы встречаем многочисленные (всего около 100) цитаты и перифразы из его труда. Опыты сбора и систематизации этих осколков предпринимались с начала XIX в., их вершиной стал классический труд Германа Дильса (Die Fragmente der Vorsokratiker, первое издание — в 1903 г.). В течение XX в. собрание гераклитовских фрагментов неоднократно дополнялось, делались также попытки реконструировать их оригинальный порядок, воссоздать структуру и содержание исходного текста (Маркович, Муравьёв).

Уже Сократ у Платона, характеризуя стиль сочинения Гераклита, говорит, что для его понимания нужен делосский ныряльщик. Имеется в виду нарочитая загадочность и парадоксальность его выражений, преднамеренная многозначность терминов и синтаксиса, сложная игра слов. В классической античности за Гераклитом укрепилось прозвище «тёмный». Тем более сложные задачи ставит гераклитовский текст перед сегодняшним исследователем.

Диоген Лаэртский приводит несколько заглавий сочинения Гераклита: «Музы», «О природе», «Правило негрешимое уставу жить» и ещё ряд вариантов; скорее всего, все они не принадлежат автору. Он же пишет о том, что «поэма» Гераклита разделяется на три рассуждения: обо всём, о государстве и о божестве. По его словам, Гераклит поместил свою книгу в святилище Артемиды, позаботившись (…) написать её как можно темнее, чтобы доступ к ней имели лишь способные.

Ссылки Править

Философы / Античные философы / Досократики
Милетская школа

Фалес Милетский · Анаксимандр · Анаксимен

Пифагорейцы

Пифагор · Алкмеон · Филолай · Архит

Элеаты

Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс

Атомисты

Левкипп · Демокрит

Софисты

Протагор · Продик · Горгий · Гиппий · Критий

Вне школ

Гераклит · Анаксагор · Эмпедокл · Диоген Аполлонийский 

<span id="interwiki-fr-fa" />ar:هرقليطس bg:Хераклит bs:Heraklit ca:Heràclit d'Efes cs:Hérakleitos da:Heraklit de:Heraklit el:Ηράκλειτος en:Heraclitus eo:Heraklito es:Heráclito eu:Heraklito fi:Herakleitos fr:Héraclite d'Éphèse he:הרקליטוס hr:Heraklit hu:Hérakleitosz (filozófus) id:Herakleitos it:Eraclito di Efeso ja:ヘラクレイトス ko:헤라클레이토스 la:Heraclitus mk:Хераклит nl:Heraclitus nn:Heraklit no:Heraklit pl:Heraklit pt:Heráclito de Éfeso ro:Heraclit sh:Heraklit sk:Herakleitos sl:Heraklit Mračni sr:Heraklit sv:Herakleitos tr:Heraklitos uk:Геракліт vi:Heraclitus zh:赫拉克利特

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики