ФЭНДОМ

Файл:Stgeorge-dragon.jpg

Свято́й Гео́ргий — Победоносец, знатный каппадокиянин, христианский святой, прославляемый в лике великомученика. Во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений в 303 году был обезглавлен.

Подвиги Править

Один из лучших текстов его жития находится в славянской Минее. По древнему сказанию, Гергий убил змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя, и избавил царевну, которая была выведена на съедение змею, от смерти. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество.

Казнь Править

Согласно житиям святых, в конце мучений Георгия, император Диоклетиан, спустившись в темницу, ещё раз предложил истерзанному пытками — бывшему командиру его телохранителей — отречься от Христа. Георгий сказал: «Отнесите меня в храм Апполона». И когда это было исполнено, Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?» При этом Григорий осенил себя и статую Аполлона крестным знамением. Взбешенные этим, жрецы кинулись избивать Георгия. А прибежавшая в храм жена императора, Александра, бросилась к ногам великомученника и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Кровь ударила в голову Диолектиана, и он вскричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!» И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху. *

Память Править

Память 23 апреляЛатинской Церкви) и 26 ноябрявосточных Церквах). На Западе св. Георгий — покровитель рыцарства, участников крестовых походов; он — один из Четырнадцати святых помощников.

На Руси с древних времен св. Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-ых годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия (см. Юрьев монастырь), и повелел по всей Руси «твоpити пpаздник» святого Геоpгия 26 ноября.

В православии считается покровителем земледелия и скотоводства. 23 апреля и 26 ноября известны под именем весеннего и осеннего Юрьева дня. Изображения святого Георгия встречаются издревле на великокняжеских монетах и печатях. Со времен Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем дракона, с рубежа XIVXIV вв. появляющееся в московской геральдике, в народном сознании воспринималось как образ св. Георгия; в 1730 г. это было закреплено официально. В настоящее время эта фигура в гербах Москвы и Российской Федерации вновь описывается как «едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем чёрного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона, также обращенного влево», то есть без прямой ссылки на св. Георгия, и изображается без нимба.

См. также Править

Ссылки и литература Править

  •  Степанян В. Н. Предсмертные слова знаменитых людей. — СПб: Филологический факультет С.-Петербургского государственного университета, 2002. — С. 6-7. — ISBN 5-8465-0091-9.

an:San Chorche

arc:ܡܪܝ ܓܝܘܪܓܝܣ ܣܗܕܐ bg:Георги Победоносец ca:Sant Jordi cs:Svatý Jiří (světec) da:Sankt Jørgen de:Georg (Heiliger) el:Άγιος Γεώργιος en:Saint George eo:Sankta Georgo es:Jorge de Capadocia et:Püha Jüri fi:Pyhä Yrjänä fr:Georges de Lydda he:ג'ורג' הקדוש hu:Szent György it:San Giorgio ja:ゲオルギウス ka:წმინდა გიორგი li:St. Joris nl:Joris (heilige) no:Georg ridderen nrm:Saint George pl:Święty Jerzy pt:São Jorge ro:Gheorghe din Cappadocia simple:Saint George sk:Svätý Juraj sl:Sveti Jurij sq:Shën Gjergji sr:Свети великомученик Ђорђе sv:Sankt Göran uk:Святий Георгій zh:圣乔治 zh-yue:聖佐治

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики