Фэндом

Гео́ргий Дми́триевич Карпе́ченко (3 мая 189928 июля 1941)[1] — советский генетик, известный своими работами в области отдаленной гибридизации. За счет искусственно вызванной полиплоидии он впервые в мире смог получить плодовитые гибриды растений, относящихся к разным родам.

Образование и карьера Править

Родился в г. Вельске Вологодской губ. (ныне в Архангельской обл.) в семье землемера, окончил вологодскую гимназию. В 1917 г. поступил в Пермский Университет, а через год перевелся на факультет растениеводства Московской сельскохозяйственной академии. Ученик С. И. Жегалова, одного из пионеров научной селекции. После окончания Академии (1922 г.) оставлен на кафедре селекции растений.

В 1925 г. приглашен Н. И. Вавиловым в ВИР, организовал лабораторию генетики в Детском Селе (г. Пушкин). Учеником и заместителем Г. Д. Карпеченко по лаборатории был А. А. Лутков; в лаборатории работали М. И. Хаджинов, В. С. Федоров и др. В 1925 г. Г. Д. Карпеченко посетил генетические лаборатории 9 европейских стран, в 1927 г. участвовал в Генетическом конгрессе в Берлине, с октября 1929 г. по февраль 1931 г. по Рокфеллеровской стипендии работал в США в лабораториях Э. Бебкока и Т. Г. Моргана. В 1931 г. организовал и возглавил кафедру генетики растений в Ленинградском Университете, где до 1941 г. читал общий курс генетики.

Вклад в науку Править

Наиболее значимый вклад в науку он внес своими работами по отдаленной гибридизации, начатыми еще в Москве, и продолженными в ВИРе. Обычно межвидовые гибриды оказываются стерильными, поскольку из-за нарушения плоидности они не в состоянии завершить мейоз, особого рода деление клеточного ядра, необходимое для формирования гамет у животных, а так же пыльцы и семезачатков у цветковых растений.

Карпеченко работал с капустно-редечным гибридом (Raphano-Brassica), полученным в результате скрещивания растений из разных родов семейства крестоцветных. Как и многие межвидовые гибриды, он был стерилен, поскольку в каждой из клеток присутствовало по одной копии гаплоидного хромосомного набора редьки и капусты. Хромосомы редьки и капусты не вступали в конъюгацию при мейозе, в результате чего невозможно было получить пыльцу и семезачатки, из которых после оплодотворения могли бы развиться семена гибридного растения. Используя алкалоид колхицин, вызывающий разрушение веретена деления, Карпеченко искусственно вызвал полиплоидию, удвоив хромосомный набор капустно-редечного гибрида. У этой новой полиплоидной формы каждая клетка содержала диплоидный набор хромосом редьки и диплоидный набор хромосом капусты. В результате, конъюгация снова стала возможна и способность к мейозу была восстановлена.

Хотя работа не оправдала надежд на получение капусты-редьки, сочетавшей полезные качества обоих овощей, Карпеченко показал принципиальную возможность преодоления стерильности, возникающей при отдаленной гибридизации. Тем самым он заложил теоретические основы для использования отдаленной гибридизации в селекционной работе и существенно пополнил представления о возможных путях эволюции цветковых растений. Классическая работа Карпеченко по капустно-редечным гибридам была опубликована в 1927 г.

Арест, смерть и реабилитация Править

Г. Д. Карпеченко участвовал в известных дискуссиях с лысенковцами 1936 и 1939 гг. на стороне «формальных» генетиков. Арестован 15 февраля 1941 г. по обычным для того времени обвинениям в шпионско-вредительской деятельности, к которой была добавлена открытая борьба под руководством Н. И. Вавилова против «передовых методов научно-исследовательской работы и ценнейших достижений академика Лысенко по получению высоких урожаев». Приговорен ВКВС СССР 9 июля 1941 г. по обвинению в участии в антисоветской вредительской организации. Расстрелян 28 июля 1941 г. Реабилитирован посмертно 21 апреля 1956 г.

Примечания Править

  1. Дата смерти приведена согласно данным организации Мемориал. В других источниках, например в статье Георгий Карпеченко: Биологи. Биографический справочник. Киев: Наукова думка, 1984. С. 289. и в БСЭ, приведена другая дата смерти: 15 сентября 1942 г. Как и во многих других случаях сталинских репрессий, установить точную дату смерти Карпеченко затруднительно.

Ссылки Править

Литература Править

  • Георгий Карпеченко: Биологи. Биографический справочник. Киев: Наукова думка, 1984. С. 289.

Также на Фэндоме

Случайная вики