ФЭНДОМ

Генотерапия — совокупность генноинженерных (биотехнологических) и медицинских методов, направленных на внесение изменений в генетический аппарат соматических клеток человека в целях лечения заболеваний. Это новая и бурно развивающаяся область, ориентированная на исправление дефектов, вызванных мутациями (изменениями) в структуре ДНК, или придания клеткам новых функций.

Развитие концепции генотерапии Править

Концепция генотерапии, по-видимому, появилась сразу после открытия явления трансформации у бактерий и осознания механизмов трансформации клеток животных опухолеобразующими вирусами. Эти вирусы осуществляли стабильное внедрение генетического материала в геном клетки хозяина, и поэтому тогда же было предложено использовать их, как векторы для доставки желаемой генетической информациии в геном клеток, чтобы в случае необходимости поправлять дефекты генома.

Реальностью генная коррекция соматических клеток стала после 1980-х годов, когда были разработаны методы получения изолированных генов, созданы эукариотические экспрессирующие векторы, стали обычными переносы генов у мышей и других животных.

Исторически генная терапия нацеливалась на лечение наследственных генетических заболеваний, но впоследствии поле ее применения, по крайней мере теоретически, расширилось таким образом, что она стала рассматриваться, как потенциально универсальный подход к лечению практически всего спектра болезней, начиная от инфекционных и заканчивая чисто генетическими, наследственными заболеваниями.

Методы генотерапии Править

Новые подходы к генной терапии соматических клеток можно поделить на две большие категории: генная терапия ex vivo и in vivo. Разрабатываются спецефические лекарственные препараты на основе нуклеиновых кислот: РНК-ферменты, модифицированные методами генной инженерии олигонуклеотиды, корректирующие генные мутации in vivo и т.д.

Существует несколько способов введения новой генетической информации в клетки млекопитающих. Это позволяет разрабатывать прямые методы лечения наследственных болезней – методы генотерапии.

Используют два основных подхода, различающиеся природой клеток-мишеней:

  • фетальная генотерапия, при которой чужеродную ДНК вводят в зиготу или эмбрион на ранней стадии развития; при этом ожидается, что введенный материал попадет во все клетки реципиента (и даже в половые клетки, обеспечив тем самым передачу следующему поколению);
  • соматическая генотерапия, при которой генетический материал вводят только в соматические клетки и он не передается половым клеткам.

См. также Править

Ссылки Править

da:Genterapi de:Gentherapie en:Gene therapy eo:Genterapio es:Terapia génica fi:Geeniterapia fr:Thérapie génique he:ריפוי גני it:Terapia genica ja:遺伝子治療 nl:Gentherapie no:Genterapi pl:Terapia genowa pt:Terapia genética sv:Genterapi ur:وراثی معالجہ zh:基因治療

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики