ФЭНДОМ

Генети́ческий код — это определенные сочетания нуклеотидов и последовательность их расположения в молекуле ДНК. Это свойственный всем живым организмам способ кодирования аминокислотной последовательности белков при помощи последовательности нуклеотидов.

В ДНК используется четыре нуклеотида — аденин (А), гуанин (G), цитозин (С), тимин (T), которые в русскоязычной литературе обозначаются буквами А, Г, Т и Ц. Эти буквы составляют алфавит генетического кода. В РНК используются те же нуклеотиды, за исключением тимина, который заменён похожим нуклеотидом — урацилом, который обозначается буквой U (У в русскоязычной литературе). В молекулах ДНК и РНК нуклеотиды выстраиваются в цепочки и, таким образом, получаются последовательности генетических букв.

Файл:Genetický kód.jpg
Файл:Nucleótido.png

Для построения белков в природе используется 20 различных аминокислот. Каждый белок представляет собой цепочку или несколько цепочек аминокислот в строго определённой последовательности. Эта последовательность определяет строение белка, а следовательно все его биологические свойства. Набор аминокиcлот также универсален для почти всех живых организмов.

Реализация генетической информации в живых клетках (то есть синтез белка, кодируемого геном) осуществляется при помощи двух матричных процессов: транскрипции (то есть синтеза иРНК на матрице ДНК) и трансляции генетического кода в аминокислотную последовательность (синтез полипептидной цепи на матрице иРНК). Для кодирования 20 аминокислот, а также сигнала «стоп», означающего конец белковой последовательности, достаточно трёх последовательных нуклеотидов. Набор из трёх нуклеотидов называется триплетом. Принятые сокращения, соответствующие аминокислотам и кодонам, изображены на рисунке.

Свойства генетического кода Править

  1. Триплетность — значащей единицей кода является сочетание трех нуклеотидов (триплет, или кодон).
  2. Непрерывность — между триплетами нет знаков препинания, то есть информация считывается непрерывно.
  3. Дискретность — один и тот же нуклеотид не может входить одновременно в состав двух или более триплетов.
  4. Специфичность — определенный кодон соответствует только одной аминокислоте.
  5. Вырожденность (избыточность) — одной и той же аминокислоте может соответствовать несколько кодонов.
  6. Универсальностьгенетический код работает одинаково в организмах разного уровня сложности — от вирусов до человека. (на этом основаны методы генной инженерии)

См. также Править

bg:Генетичен код

ca:Codi genètic cs:Genetický kód da:Genetisk kode de:Genetischer Code en:Genetic code eo:Genetika kodo es:Codón et:Geneetiline kood fr:Code génétique he:הקוד הגנטי it:Codice genetico ja:コドン ko:코돈 mk:Генетички код nl:Genetische code nn:Genetisk kode no:Genetisk kode pl:Kod genetyczny pt:Codão sr:Генетски код sv:Genetiska koden vi:Mã di truyền zh:遗传密码

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики