ФЭНДОМ

«Генетический груз» — термин, чаще всего используемый для обозначения суммы неблагоприятных летальных и сублетальных мутаций в геноме организмов-членов популяции. Концепция была предложена английским популяционным генетиком Джоном Холдейном (1937) англ. John Haldane.

История возникновения понятия Править

Люди очень давно подметили, что близкородственные браки — «Кровосмешение» приводят к рождению повышенного количества больных детей. Это явление называли тогда вырождением. Хорошо выражено оно у членов царствующих домов европейских государств — Габсбурги, Викторианский дом и др.

Несколько позже, подобное явление было отмечено и в отношении значительно больших групп — население отдалённых, труднодоступных регионов, или группы, изолированные по причине действия религиозных запретов. Например, в арабских странах или, в прошлом, в католических странах Средиземноморья браки между двоюродными братом и сестрой, между дядей и племянницей могут считаться нормой. Такая практика приводила к усиленному проявлению накопленного генетического груза, появлению множества наследственных заболеваний. В горных районах Северной Италии обнаружены деревни, в которых практически все жители — близкие родственники. Частота многих наследственных болезней там существенно выше, чем в целом по Италии. Похожая ситуация отмечается также у якутов, евреев и других народов, в истории которых наблюдалась длительная изоляция.

Определения Править

Генетический груз — накопление летальных и сублетальных отрицательных мутаций, вызывающих при переходе в гомозиготное состояние выраженное снижение жизнеспособности особей, или их гибель.

В более строгом смысле генетический груз в популяционной генетике — это выражение уменьшения селективной ценности для популяции по сравнению с той, которую имела бы популяция, если бы все индивидуальные организмы соответствовали бы наиболее благоприятному генотипу. Обычно выражается в средней приспособленности по ставнению с максимальной приспособленностью.

Частью генетического груза является мутационный груз.

Генетический груз рассматривается, как мера неприспособленности популяции к условиям окружающей среды. Он оценивается по различию приспособленности реальной популяции — по отношению к приспособленности воображаемой, максимально приспособленной популяции.

Значение генетического груза обычно находится в интервале 0 < L < 1, где 0 — отсутствие генетического груза.

См. также Править

Литература Править

  • Жигачев А. И. и др. К вопросу о структуре генетического груза у кошек / Сб. науч. тр. С.-Петерб. акад. ветеринар. медицины. 2000. N 132. — С. 43. ISSN/ISBN: 0135-3195

Внешние ссылки Править

en:Genetic burden

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики