ФЭНДОМ

Ге́лиевая вспы́шка — взрывоподобное начало горения гелия в тройном альфа-процессе (см. ниже) в вырожденных ядрах маломассивных (масса до ~2,25 солнечных) красных гигантов.

Degenetate.Gas.Pressure.vs.Temperature.plot

Зависимость давления вырожденного газа от температуры: гелиевая вспышка развивается на горизонтальном участке

При эволюции звёзд главной последовательности происходит выгорание водорода в недрах звезды, при этом образуется достаточно плотное гелиевое ядро, в котором уже не идут термоядерные реакции, равновесие, поддерживавшееся их энерговыделением нарушается и ядро начинает сжиматься. При достижении достаточной плотности происходит вырождение газа электронов плазмы ядра и ядро перестаёт сжиматься.

Особенностью вырожденного газа является крайне слабая зависимость давления от температуры: в нерелятивистском случае давление P \sim K \rho ^{5/3}, и так как такое ядро окружено слоем водорода, в котором идёт его горение, температура ядра начинает повышаться практически без изменения плотности, пока не будут достигнуты сочетание температуры (~108 К) и плотности (~106 г/см3) для начала тройной гелиевой реакции:

He4 + He4 = Be8

Be8 + He4 = C12 + 7,3 МэВ.

Зависимость энерговыделения от температуры в тройной гелиевой реакции чрезвычайно высока, так, для диапазона температур T ~(1—2)·108 K энерговыделение \varepsilon _{3\alpha } :

\varepsilon _{3\alpha } = 10^8 \rho ^2 Y^3 \left( {{T \over {10^8 }}} \right)^{30}

где Y — парциальная концентрация гелия в ядре (в рассматриваемом случае «выгорания» водорода близка к единице).

Файл:HR-Diagram.Helium.Flash.jpg

При отсутствии вырождения повышение температуры привело бы к расширению ядра, снижению плотности и равновесной скорости термоядерной реакции, однако из-за вырождения температура растёт при почти постоянной плотности, что приводит к постоянному росту энерговыделения тройной гелиевой реакции в ядре — до тех пор, пока температура не возрастает до снятия вырождения при данной плотности.

Гелиевая вспышка развивается в течение единиц минут и светимость ядра в пике вспышки достигает 1010 солнечных. После снятия вырождения ядро быстро расширяется, и звезда на некоторое время (~104—105 лет) резко увеличивает свою светимость.

Ядерные процессы
Радиоактивный распад

Нуклеосинтез

См. также Править

en:Helium flash

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики