ФЭНДОМ

Шаблон:История Франции Галлия (лат. Gallia) — историческая область Европы, включавшая территории между рекой По и Альпами (Цизальпинская ГаллияGallia Cisalpina) и между Альпами, Средиземным морем, Пиренеями, Атлантическим океаном (Трансальпинская ГаллияGallia Transalpina) — территория современной Северной Италии, Франции, Люксембурга, Бельгии, части Нидерландов, части Швейцарии.

Переселение кельтов Править

Территория Галлии с VI века до н. э. была заселена кельтами, которых римляне называли галлами (отсюда название «Галлия»). На юге современной Франции греки примерно в 600 до н. э. основали свою колонию — Массалию (Марсель).

Римляне в Галлии Править

Начало экспансии Править

Около 220 до н. э. территория между рекой По и Альпами была завоёвана римлянами, превращена в провинцию Цизальпинская Галлия с главным городом Медиолан (Милан) и разделена на две провинции — Циспаданскую Галлию и Транспаданскую Галлию.

При Цезаре (середина I века до н. э.) население Цизальпинской Галлии получило права римского гражданства, и она стала частью Италии, хотя сохраняла прежнее название.

В 20-х гг. II в. до н. э. римляне начали войну с племенами юга Галлии, окончившуюся образованием около 120 до н. э. на территории современного Прованса римской провинции Нарбонская Галлия (Gallia Narbonensis) с центром Нарбо-Марциус (современный Нарбонн). Само слово «Прованс» происходит от латинского «provincia».

Юлий Цезарь в Галлии Править

Файл:Gallia IAD ru.png

В 58-51 до н. э. при Юлии Цезаре была завоёвана остальная Галлия.

Цезарь, говоря о Галлии, употреблял это название в широком смысле — для него это была территория, ограниченная Атлантическим побережьем, Пиренеями и Рейном, что отражало его программу завоеваний. К Цезарю же восходит утверждение о том, что Рейн образует границу между германскими и кельтскими племенами. Правильнее всё же считать, что отнюдь не всё население Галлии было кельтами.

Ко времени Цезаря в правящей верхушке Галлии выделялись две группировки — скотоводы и земледельцы. Первые, вероятно, сплотились вокруг Ариовиста, тогда как вторые склонялись на сторону Рима.

При Августе Трансальпинская Галлия была разделена на 3 провинции: Лугдунскую Галлию со столицей в Лугудуне (совр. Лион во Франции), Аквитанию и Белгику. Эта часть Галлии именовалась «Косматой» (Gallia comata) по длинным волосам её жителей — в отличие от старой римской провинции Нарбонской Галлии.

После покорения Цезарем Галлии её жители подверглись быстрой романизации, несмотря на сопротивление (восстания в 21, 68-69 н. э.). Уже в середине I века н. э. галльские ораторы могли с успехом выступать в Риме. Доримские галльские языки постепенно отмирали, за исключением баскского (кельтский язык в Бретани был занесён из Британии в раннем средневековье).

Закат империи Править

Файл:Gallia IV ru.png

В конце III веков здесь растут крупные города: Нарбо-Марциус (Нарбонн), Лугдунум (Лион), Немаузус (Ним), Арелат (Арль), Бурдигала (Бордо), высокого уровня достигают сельское хозяйство, металлургия, керамическое и текстильное производство, внешняя и внутренняя торговля.

Однако экономический подъём, основанный на эксплуатации рабов и колонов, был недолговечным. Уже с начала III века происходит упадок ремесла и торговли, обеднение городов, сопровождавшееся ростом крупного землевладения и закабалением обращаемых в колонов крестьян.

К середине III века кризис усугубляется усиливающимся натиском на Галлию германских племён.

В 258, в условиях тяжёлого внешнего и внутреннего положения Римской империи, Галлия, Британия и Испания отделились от Рима и создали своё сепаратное государство со столицами в Кёльне и Трире, которое просуществовало 15 лет. Его последний правитель Тетрик (270—273), не в силах справиться с солдатскими мятежами и начавшимся восстанием багаудов, сдался императору Аврелиану, и Галлия вновь была воссоединена с Римской империей.

В 317 римский император Константин I Великий назначил правителем Галлии своего сына Криспа, возведя его в ранг цезаря. В это время Криспу было 16 ли 18 лет.

В результате вторжений варваров на территорию Галлии на Рейне в 406 возникло так называемое варварское государство бургундов, в 418 на правах федератов вестготы получили от Рима часть Аквитании. С этого времени германцы захватывают одну часть Галлии за другой. Завоевание Галлии было завершено франкским королём Хлодвигом, присоединившим в 486 территории к северу от р. Луары.

См. также Править

als:Gallien bg:Галия bs:Galija ca:Gàl·lia cs:Galie da:Gallien de:Gallien en:Gaul eo:Gaŭloj es:Galia et:Gallia eu:Galia fa:گل روم (فرانسه) fi:Gallia fr:Gaule gl:Galia he:גאליה hu:Gallia it:Gallia ja:ガリア ko:갈리아 la:Gallia lad:Galia lt:Galija nds:Gallien nl:Gallië nn:Gallia no:Gallia pl:Galia pt:Gália ro:Galia sh:Galija (regija) simple:Gaul sk:Galia sv:Gallien sw:Gallia uk:Галія vi:Gaule wa:Gåle zh:高卢

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики