ФЭНДОМ

На эту страницу установлено перенаправление с названия «Светоний»; о римском правителе Британии из того же рода см. Гай Светоний Паулин.

Гай Свето́ний Транкви́лл (лат. Gaius Suetonius Tranquillus) — римский писатель (историк и учёный-энциклопедист), живший, приблизительно, между 75 и 160 гг. н. э.

Жизнь и общая характеристика учёных занятий Править

Отец его, Светоний Лена, трибун 13-го легиона, участвовавал в борьбе Вителлия с Отоном. При Домициане Светоний жил в Риме, занимаясь риторикой и грамматикой; находился в дружеских отношениях с Плинием Младшим, по ходатайству которого Траян даровал ему сан трибуна; при Адриане был императорским секретарем (magister epistolarum), но впал в немилость за непочтительное отношение к императрице Сабине и, удалившись от двора, предался энциклопедически-литературным занятиям, по примеру Варрона.

Из Свиды и других источников мы знаем названия его многочисленных работ, отчасти написанных по-гречески, посвященных литературе, философии и природе. Это был прилежный собиратель, оставивший много ценных сведений об исторических, археологических и литературных предметах. Источниками для него служили архивы, публичные акты, исторические сочинения, мемуары и устное предание.

«Жизнь двенадцати цезарей» Править

Около 120 г. н. э. он написал самый важный из дошедших до нас трудов его — «Vitae XII imperatorum» («Жизнь двенадцати цезарей»), от Юлия Цезаря до Домициана; это произведение является важным историческим памятником благодаря богатству содержания, ценность которого ещё возвышается от объективности и нравственной строгости автора (исторический метод Светония содержит элементы критического анализа источников). Светоний приводит массу фактов из общественной и частной жизни императоров, примешивая сюда анекдоты и изречения, слабо связывая свой громадный материал, не заботясь о прагматической или хронологической последовательности. Изложение сжатое, язык сух и правилен. Историки и филологи XIX века обычно считали это сочинение «весьма слабым с литературной точки зрения, лишенным психологической тонкости и политической дальновидности» (ЭСБЕ); однако, например, М. Л. Гаспаров связывает жанровые особенности текста с позднеантичной установкой на «пестроту» материала, а ряд пассажей (убийство Цезаря и другие) относятся к лучшим страницам латинской прозы.

Светоний имел много подражателей (например, «Scriptores Historiae Augustae») и в Средние века пользовался большой популярностью: он послужил образцом Эйнгарду для биографии Карла Великого. Именно к «Жизни двенадцати цезарей» восходят наиболее расхожие мотивы и сюжеты, связанные с императорами (конь Калигулы, актёрские упражнения Нерона, слова Веспасиана «деньги не пахнут», слова Тита «друзья, я потерял день»).

Другие сочинения Править

Из обширного сочинения Светония «De viris illustribus», трактовавшего об учёных и художниках, сохранились в неполном виде книги «De illustribus grammaticis» и «De claris rhetoribus»; из сочинения «De vitis poetarum» (?) уцелели значительно фальсифицированные и испорченные биографии Теренция, Горация, Лукана, Ювенала и Персия. Критический текст Светония изд. С. Roth, а мелкие сочин. — А. Reifferscheid («Suetonii reliquiae»).

Ссылки Править

bg:Светоний

cs:Gaius Suetonius Tranquillus da:Sveton de:Sueton en:Suetonius eo:Suetonio es:Suetonio fi:Suetonius fr:Suétone gl:Suetonio he:סווטוניוס hr:Svetonije hu:Suetonius is:Súetóníus it:Gaio Svetonio Tranquillo ja:スエトニウス ka:გაიუს სვეტონიუს ტრანკვილუსი la:Suetonius nl:Gaius Suetonius Tranquillus no:Gaius Suetonius Tranquillus pl:Swetoniusz pt:Suetónio sr:Гај Светоније Транквил sv:Suetonius

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики