ФЭНДОМ

Гай Светоний Паулин (лат. C. Suetonius Paulinus) — римский претор, военачальник, губернатор Британии (58-62), затем, совместно с Гаем Люцием Телесином консул (66) Римской империи.

Карьера Править

В ранге претора был напрвлен в Мавританию в 42 году в качестве легата для подавления восстания. Был первым римлянином, пересекшим Атласские горы. Плиний Старший воспользовался его описанием этих мест для своей «Естественной истории».

Британия Править

В 59 году был назначен губернатором Британии взамен Квинта Верания. На этом посту успешно продолжил агрессивную по отношению к местным племенам политику Верания. По успешности в военном деле соперничал со столь популярным генералом I века, как Гней Домиций Корбулон. Под его началом служили два будущих его последователя на посту губернатора — Квинт Петиллий Цериалис в качестве легата IX римского легиона (легион «Испания») и Гней Юлий Агрикола, приданный II легиону (легион «Авѓуста») в качестве трибуна.

В 61 году Гай Светоний Паулин выступает на остров Мона (Англси) для подавления укрепленных поселений друидов, принимающих на острове беженцев и недовольных римским правлением.

Подавление восстания Боудикки Править

В это время племя иценов поднимает бунт против римлян, во главе которого встает Боудикка. Первым пал Камулодун (Колчестер). Город был осажден Квинтом Петиллием Цериалисом, однако IX легион был разбит и Цериалису пришлось бежать. Мятежники выступили к Лондиниуму (Лондону). Туда же, прервав кампанию в Моне, направился и Светоний, но рассудил, что сил для обороны города ему не хватит. Город был оставлен и разграблен мятежниками. Следующей целью, павшей под гневом бриттов, был Веруламиум (Сент-Олбанс).

Светоний группирует силы XIV легиона (легион «Гемина») с подразделениями XX легиона (легион «Валерия Виктрикс»), а так же большим количеством добровольцев, не довольных действиями восставших. Префект II легиона, Поений Постум, базировавшегося в Эксетере, отказался присоединяться к войскам Светония, мотивируя это невозможностью победы над мятежниками. Всего Светонию удалось собрать не более 10 000 человек, в то время как войска Боудикки насчитывали около 230 000.

Светоний дал сражение на современной Уотлинг стрит в Западном Мидленде. Римская тактика (сражение происходило на узкой дороге, с двух сторон был лес — и, таким образом, римляне могли узким фронтом сдерживать многочисленно превосходящие силы противника, пока лучники из леса наносили невосполнимые потери) и дисциплина взяли верх на численным превосходством бриттов. Путь к отступлению бритты отрезали сами себе, расположив позади своей армии обоз с членами своих семей. Тацит пишет, что римляне убили более 80 000 бриттов, в свою очередь потеряв не более 4 000 человек. Боудикка, увидев исход битвы, отравилась. Поений Постум был вынужден заколоть себя мечом, дабы не быть опозоренным и осужденным Светонием.

Светоний перегруппировал свою армию и продолжил подавлять локальные очаги сопротивления восставших. Однако эти действия не были слишком успешными. Новый прокуратор Британии Гай Юлий Альпин Классициан, доложил в Рим императору Нерону, что действия Светония только нагнетают обстановку, и, найдя надуманную причину, император отстранил Светония от командования и от должности губернатора, заменив его менее своенравным Публием Петронием Турпилианом.

Участие в смуте 69 года Править

В 66 году Светоний становится консулом. В 69, во время беспорядков и раскола, последовавших за смертью Нерона, Светоний поддерживает Отона и становится одним из его военных советников и доверенных людей. Совместно с Публием Марием Цельсом возле Кремоны они разбивают войска Авла Саецина Алиена, одного из лучших военачальников Вителлия. Однако Светоний не дает своим войскам команду преследовать войска Саецина, после чего его подозревают в предательстве.

Саецин объединяет остатки своих войск с войсками Фабия Валенса. Светоний советует Отону не рисковать, однако тот, подозревая Светония, отвергает его советы. Полководец вынужден принять бой у Бедриака, который закончился поражением Отона. Светоний попал в плен, но был отпущен Вителлием в обмен на обещание не участвовать в гражданской войне на стороне Отона.

Дальнейшая судьба Гая Светония Паулина неизвестна.cy:Gaius Suetonius Paulinus de:Gaius Suetonius Paulinus en:Gaius Suetonius Paulinus es:Cayo Suetonio Paulino fr:Suetonius Paulinus it:Gaio Svetonio Paolino nl:Suetonius Paulinus no:Gaius Suetonius Paulinus pt:Caio Suetônio Paulino sv:Gajus Suetonius Paulinus

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики