ФЭНДОМ

Файл:Marius Carthage.jpg

Гай Марий (лат. Gaius Marius) (около 157 до н. э. — 86 до н. э.) — римский полководец и политический деятель, вождь популяров.

Происходил из незнатной латинской семьи.

Народный трибун (119 до н. э.).

После женитьбы на патрицианке Юлии (тётке Цезаря) стал претором (115 до н. э.).

Выдвинулся в Югуртинской войне как легат (со 109 до н. э.).

Благодаря поддержке всадников и плебса был избран консулом на 107 до н. э..

В 105 до н. э. победоносно завершил Югуртинскую войну.

Угроза нашествия на Италию кимвров и тевтонов заставила римлян, нарушая закон, несколько лет подряд (104 до н. э. — 101 до н. э.) избирать популярного полководца в консулы. Марий разбил в 102 до н. э. племена тевтонов, в 101 до н. э. — кимвров. В ходе войн Марий под впечатлением жестоких поражений, которые римская армия потерпела на первоначальном этапе вторжения, реформировал войско — в частности, в армию стали набирать, вопреки обычаю, римских бедняков. Эти реформы способствовали превращению римского войска из ополчения в профессиональную армию. Позднее, во времена гражданских войн в Риме, это привело к тому, что армия стала орудием в борьбе за власть между богатыми и влиятельными политическими деятелями.

Избранный консулом и на 100 до н. э., Марий в союзе с народным трибуном Апулеем Сатурнином добился принятия народным собранием закона о наделении своих ветеранов землёй, но затем предал Сатурнина и как консул участвовал в подавлении движения Сатурнина.

Участвовал в подавлении восстания италийских племён против Рима (Союзническая война 90 до н. э. (или 91 до н. э.) — 88 до н. э.).

Участвовал на стороне оптиматов в гражданской войне, положившей начало кризису республиканского строя и открывшей путь к установлению единоличной власти. В 88 до н. э. с помощью народного трибуна Сульпиция Руфа получил командование в Первой Митридатовой войне, но взятие Суллой (88 до н. э.) Рима заставило Мария бежать в Африку. После отбытия Суллы в Грецию высадился в Этрурии, собрал войско (принимая даже беглых рабов) и в союзе с изгнанным сулланцами Цинной взял Рим (87 до н. э.). Жестоко расправившись со своими политическими противниками, Марий вступил (в седьмой раз) в должность консула, но через несколько дней умер.

См. также Править

Шаблон:СОРТИРОВКАca:Gai Mari cs:Gaius Marius da:Gaius Marius de:Gaius Marius en:Gaius Marius es:Cayo Mario et:Gaius Marius eu:Gaio Mario fi:Marius fr:Marius (consul romain) he:גאיוס מריוס hr:Gaj Marije hu:Caius Marius it:Gaio Mario ja:ガイウス・マリウス ka:გაიუს მარიუსი la:Caius Marius nl:Gaius Marius no:Gaius Marius pl:Gajusz Mariusz pt:Gaius Marius ro:Gaius Marius sh:Gaj Marije sv:Marius zh:盖乌斯·马略

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики