ФЭНДОМ

Кальв Гай-Лициний (С. Licinius Calvus) - замечательный оратор и поэт Древнего Рима, сын известного анналиста Г. Лициния Макра, служившего одним из источников для Т. Ливия, род. в 82 г. до Р. Х. (672 от основания Рима) и умер не позже 47 г. до Р. Х. (707 г. от основания Рима). Как оратор, он был представителем новоаттического направления, которое, следуя афинским ораторам досократовского времени, противопоставляло трезвость и строгость речи Цицероновскому красноречию, щеголявшему полнотой и округленностью периодов, размерностью речи или особым ораторским ритмом (numerus). Цицерону пришлось немало бороться с этим направлением молодой партии даровитых ораторов, чтобы сохранить свое значение первенствующего римского оратора; и он, однако, должен был признать за К. выработанность и строгое изящество речи ("Brutus", 81 сл.). С особенным сочувствием выражается о достоинстве и строгости красноречия К. Квинтилиан (X, I, 115), замечающий, что многие считают К. выше Цицерона. Такого же высокого мнения о его красноречии и Тацит ("Dial.", 25), и только ритор Сенека (отец философа) упрекает его за то, что он спорил о первенстве с Цицероном ("Contr." III, 19), Тацит ("Dial.", 21) упоминает о 21 речи К., но мы имеем сведения только о 10 его речах, от которых сохранились кое-какие отрывки.

Наибольшей славой пользовались три речи К. против Ватиния (см. у Тацита в "Dial.", 21 и 34), успех которых был отмечен и Катуллом в одном стихотворении (53). Отрывки речей К. - в сборнике Мейера "Oratorum Romanorum fragmenta", р. 570 слд. На поэтическом поприще Кальв был теснейшим образом связан с Катуллом; дружба их, засвидетельствованная в произведениях певца Лесбии (14, 50, 53, 96), перешла в историю, так что у римских поэтов следующего поколения (Горация, Тибулла и Овидия) Кальв и Катулл обыкновенно упоминаются вместе. Эпиграммы и ямбы К. отличались особою едкостью, как можно судить по сохранившимся полуторным стихам эпиграммы на Юлия Цезаря и по двустишию на Помпея. От стихотворений К. до нас не дошло почти ничего. Несколько сохранившихся стихов см. в издании Катулла и римских элегиков, Мюллера, стр. 83-87.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики